Функциональная грамотность.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

1.     ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

 

Три определения

1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2.  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

3.   Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Банк открытых заданий состоит из материалов.

 

Часть заданий открытого банка представлена на платформе Российская электронная школа.

 

4.2.  Кроме банка Института стратегии развития образования задания для формирования и контроля функциональной грамотности можно найти на сайтах ФИПИ,  ФИОКО . издательства «Просвещение»

 

На сайте ФИПИ есть раздел Банк заданий для оценки естественно-научной грамотности. На нем представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и45 заданий для 7-х классов.

 

На сайте ФИОКО представлены открытые задания PISA.

 

Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.

5                   ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)

 

Задания, используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе три области: содержательную, контекстную и компетентностную.

Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.

Грамотность

Содержательная область

Читательская

Типы и форматы текста

Математическая

Разделы математики

Естественнонаучная

Естественнонаучные предметы, методология

ФинансоваяХочу такой сайт

Деньги и финансы, управление, риски и выгоды

Креативное мышление

Самовыражение, решение проблем

 

Контекстная областьобеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

Грамотность

Контекст

Читательская

Ситуации функционирования текста

Математическая

Мир индивидуума, социума, образования и науки

Естественнонаучная

Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии

Финансовая

Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество

Креативное мышление

Образование, быт, наука и технология, культура,

социум

 

Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

Грамотность

Компетенция

Читательская

Работать с информацией:

 - находить и извлекать

- осмысливать и оценивать

- интерпретировать

Математическая

Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы

Естественнонаучная

Давать научные объяснения

Применять естественно-научные методы исследования

Интерпретировать данные

Делать выводы

Финансовая

Работать с финансовой информацией

Выявление, анализ и оценка проблемы

Применение и понимание

Креативное мышление

Выдвижение, оценка и доработка идеи

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 _Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности_.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 _Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность. ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ_Креативное мышление.pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность - современный вызов для образования. Материалы онлайн конференции.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».