Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
1.
ЧТО
ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
Три определения
1.
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для
использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
2.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в
отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней.
Виды
функциональной грамотности.
1.
Читательская грамотность
2.
Математическая грамотность
3.
Естественнонаучная грамотность
4.
Финансовая грамотность
5.
Глобальные компетенции
6.
Креативное мышление
Читательская грамотность
– это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать
информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических
задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык
функциональной грамотности.
Математическая
грамотность — это способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур,
фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность — это
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам,
связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Финансовая
грамотность — это знание и понимание финансовых
понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное
мышление — это способность продуктивно участвовать в
процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного
выражения воображения.
Глобальные
компетенции — это способность смотреть на мировые и
межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как
различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о
других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с
другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к
человеческому достоинству.
Банк
заданий
Банк заданий для
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
(5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по
каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком
открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания,
характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к
заданиям.
Банк открытых заданий
состоит из материалов.
Часть
заданий открытого банка представлена на платформе Российская электронная школа.
4.2. Кроме банка Института стратегии развития
образования задания для формирования и контроля функциональной грамотности
можно найти на сайтах ФИПИ, ФИОКО .
издательства «Просвещение»
На
сайте ФИПИ есть раздел Банк заданий для оценки естественно-научной грамотности.
На нем представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и45
заданий для 7-х классов.
На
сайте ФИОКО представлены открытые задания PISA.
Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.
5
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ)
Задания,
используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе
три области: содержательную, контекстную и компетентностную.
Содержательная
область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной
дисциплины.
Грамотность |
Содержательная область |
Читательская |
Типы и форматы текста |
Математическая |
Разделы математики |
Естественнонаучная |
Естественнонаучные предметы, методология |
Деньги и финансы, управление, риски и
выгоды |
|
Креативное мышление |
Самовыражение, решение проблем |
Контекстная
областьобеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность |
Контекст |
Читательская |
Ситуации функционирования текста |
Математическая |
Мир индивидуума, социума, образования и
науки |
Естественнонаучная |
Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии |
Финансовая |
Образование и работа, семья, личные
траты, досуг, общество |
Креативное мышление |
Образование, быт, наука и технология,
культура, социум |
Компетентностная
область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность |
Компетенция |
Читательская |
Работать с информацией: -
находить и извлекать - осмысливать и оценивать - интерпретировать |
Математическая |
Формулировать, применять, интегрировать
и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы |
Естественнонаучная |
Давать научные объяснения Применять естественно-научные методы
исследования Интерпретировать данные Делать выводы |
Финансовая |
Работать с финансовой информацией Выявление, анализ и оценка проблемы Применение и понимание |
Креативное мышление |
Выдвижение, оценка и доработка идеи |