ногайская литература 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта. В программе определены ценности изучения учебного предмета «Тувган тил», его
место в учебном плане, содержание предмета, а также представлено тематическое
планирование и требования к материально-техническому обеспечению образовательного
процесса. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В
процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные
ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, семейные
ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует
формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры
межэтнических отношений, этике межнационального общения.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета « Литературное чтение на ногайском языке» отводится 1 час в неделю.
Структура и содержание предмета
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
-соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования.
- эмоциональная ценность произведения,
- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного
развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы уча-щихся
определенной возрастной группы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования программа ориентирована на основе учащи-мися
следующих умений:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно – философскую, социально – историческую
проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня
сложности;
- воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учетом его специфики;
- давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать
произведения для чтения;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке
изученного художественного произведения;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и
жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных
жанров;
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформулирован-ность
следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мульпликация, художественный
фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для разви-тия
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
национальном характере;
- видеть черты национального характера в героях сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народов эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию
«устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характер-ные
для народных сказок;

Личностные результаты (Основные направления воспитательной деятельности. из
Стратегии развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 года)
1. Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих
правовой,социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из
семеймигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:

o формирование российской гражданской идентичности;
o формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития
программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического
воспитания;
o формирование умения ориентироваться в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную
выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
o развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
o развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного
туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
• развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
• формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числеспособности к сознательному выбору добра;
• развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья иинвалидам;
• содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
• оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
• приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе
литературному, музыкальному, художественному, театральному и
кинематографическому;
• создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• приобщение к классическим и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
• популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
• сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия включает:
• формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребностив
здоровом образе жизни;
• формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни,
занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
• развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической
и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
o воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
o формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
o развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствиясвоих
действий;
o содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

7.
Экологическое воспитание включает:•развитие экологической культуры,
бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
o содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку научно-технического
творчества детей;
o создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.

1.
2.
3.
4.
5.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНОК УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств выразительности при раскрытии идейноэстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение владеть монологической художественной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом
темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характер и поступки героев; умение привлекать текст для аргументации своих выводов,
раскрывать связь произведения с современностью; владение монологической
художественной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание
и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев; умение привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической
художественной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и
понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных
событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств при
раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных
вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе
произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать
текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное
владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа,
несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания
произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Календарно - тематические планы 3 класс (ногайская литература)
№
п\п

Содержание

Кол-во
часов по
теме

Тип
урока

Дата
проведения по
плану

Дата
проведения по
факту.

Домашнее задание

1

М. Курманалиев «Бизим Элдей
таппассынъ» (Нет краше Родины
моей).

1ч.

комбин.

02.09

Стр.3 наизусть

2

Ф. Абдулжалилов «Кавказым»
(Мой Кавказ).

1ч.

комбин..

09.09

Стр.18

3

«Москва атында мермерден ясалган
кала» (Метро в Москве).

1ч.

комбин.

16.09

Стр. 6

4

С. Капаев «Яхшы йолга» (Здравствуй,
школа!)

1ч.

комбин.

23.09

Стр. 27 прочитать

5

А. Киреев «Биринши адым» (Первый
шаг).
С. Капаев «Куьздинъ шагы
келипти» (Наступила осень).

1ч.

комбин..

30.09

Стр.29

1ч.

комбин..

07.10

Стр.19

М. Курманалиев «Куьз» (Осень).
Загадки об осени.

1ч.

«Лето и осень».
комбин..
14.10

Пересказ

С.Капаев «Простил»

1ч.

комбин..

21.10

Пересказ

9

А.Киреев «Почему Адлей обиделся?»

1ч.

комбин

28.10

Стр.41-44

10

Ф.Абдулжалилов «Кыс келди»
(Наступила зима)

1ч.

комбин..

11.11

Стр.58

11

К. Оразбаев «Койшыдынъ
йигитлиги» (Смелость пастуха).

1ч.

комбин.

18.11

Стр.59-61

12

С. Капаев «Балалар эм карт бабай»
(Дед Мороз и дети)

1ч.

комбин.

25.11

Стр.63

1ч.

комбин..

09.12

1ч.

комбин.

16.12

Сочинить свои
загадки
Стр.77

6

7

8

13

14

А. Киреев «Юмаклар» (Загадки о
зиме).
Ф. Абдулжалилов «Ах, демеген – оьх,
демес» (Кто не скажет ах, тот не
скажет ох).

15

А. Мурзабеков «Язлык» (Весна).

16

А.Мурзабеков «Деревья нам очень
нужны»

17

В.Чернявский «Чужой человек»

18

В.Маяковский «Хорошо-плохо»

19

Два человека.

1ч.

комбин.

23.12

тему «Труд приносит
Стр.80

1ч.

комбин.

30.12

Стр.23

1ч.

комбин.

13.01

Стр.32-34 пересказ

1ч.

комбин.

20.01

Выразительное
чтение

1ч.

комбин..

27.01

Стр.39-40

.

1ч.

комбин.

03.02

Стр. 50-53

С.Капаев «Хороший ученик Иса»

1ч.

комбин

10.02

Выучить наизусть

22

А.Киреев «Я прошу»

1ч.

комбин..

17.02

Стр.55

23

А. Мурзабеков «Пришел, пришел
новый год»

1ч.

комбин.

24.02

Стр.57

24

Ф. Абдулжалилов «Родина, я тебя
люблю»

1ч.

комбин.

03.03

Стр.70

25

Ваня Андрианов

1ч.

комбин.

10.03

Стр.73-75

26

С.Капаев «Кырлув»

1ч.

комбин.

17.03

Стр.72

27

С.Капаев «Сапиат»

1ч.

комбин.

07.04

Стр.78-79пересказ

28

М.Курманалиев «Слово матери»

1ч.

комбин

14.04

Стр.86.Наизусть.

29

С. Баруздин «Мамина работа»

1ч.

комбин..

21.04

Стр. 86-88

30

Сказка «Жеребенок и волк»

1ч.

комбин.

28.04

Стр.106-108

31

Сказка «Лиса и коза»

1ч.

комбин.

05.05

Стр.115

32

Сказка «Солнце,Луна и Петух»

1ч.

комбин.

12.05

Стр.121-122

33

Басня «Козел и Лошадь»

1 ч.

комбин

19.05

Стр.124

34

Повторение пройденного.

1ч

закрепл

26.05

Повторить

20

Воробей.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(905) 6327833

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».