Пояснительная записка Данная национально-региональная программа по ногайской литературе «Ногайская литература» для 8 класса составлена в соответствии с учебным планом. Программа предусматривает ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей ногайского народа на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Учебно-методический комплекс. Учебник- хрестоматия для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан. Содержание материалов программы нацелено на: - приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народа;; - формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре; - укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Данная программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) Цель, задачи образовательной программы Основная цель программы : - получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием ногайского народа, общечеловеческими ценностями; - активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных ногайских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями ногайцев ; - создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности. Задачи: - введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; - приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста - развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей. Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Тематика чтения. 2. Развитие устной и письменной речи. 3. Элементы литературоведческого анализа текста. Характеризуя программу «Ногайская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину. Программа состоит из следующих разделов: I. Произведения устного народного творчества . II. Ногайская литература . Основные линии программы: 1. Развитие творческой деятельности. 2. Развитие восприятия произведения; 3. Развитие литературоведческих понятий; 4. Развитие речевых умений; Основными образовательными линиями курса «Ногайская литература» являются следующее: 1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. 3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. Концептуальные положения курса: 1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры; 2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; 3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Основные требования к уровню подготовки учащегося Важнейшими умениями являются следующие: умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); выразительное чтение произведений или отрывков наизусть; осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов; умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях. Планируемые результаты. Личностные результаты (Основные направления воспитательной деятельности. из Стратегии развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 года 1. Гражданское воспитание включает: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой,социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семеймигрантов. 2. Патриотическое воспитание предусматривает: формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания;3 формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. 3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числеспособности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья иинвалидам; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 4. Эстетическое воспитание предполагает: приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает: формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; 6. Трудовое воспитание реализуется посредством: воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствиясвоих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 4 7. Экологическое воспитание включает: развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 8. Ценности научного познания подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Критерии оценивания. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса: 1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. 5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи. 6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. В соответствии с этим: Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью . Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.5 Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения. № Дом.зад. Содержание Требования к уровню Виды контроля Дата план Стр.4-10, выразительное чтение Герои сказания, их облик, поступки Сила и отвага богатырей в борьбе со злом. Средство создания характера героя . Умение различать фольклорные жанры по их признакам; - находить художественные народных сказок от литературных - анализировать фольклорные жанры; - сочинять сказки; средства; - понимать различие 02.09 Саркынбай Крымлы. «Богач». С.11-13, выразит. чтение «Богач продался врагам за золото»,содержа ние,язык - показать богатство отражения мира в произведениях фольклора; - раскрыть жанровое разнообразие фольклорных произведений ногайского народа; - постижение народного нравственного идеала. - показать богатство отражения мира в произведениях фольклора; анализировать фольклорные жанры; - сочинять сказки; средства; - понимать различие 09.09 3-4 А.Сикалиев. «Карайдар и Кызылгуль». С.13-30, выучить отрывок Роль ногайской литературы в художественной культуре народовДагестан а; - раскрыть особенности художественного творчества ногайских писателей; художественным своеобразием их произведений. анализировать художественные тексты; - владеть терминами; - выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев; - выделять средства выразительности 16.09 23.09 5 А.-Х.Ш. Джанибековучёный,писатель. С.35-37,знать биографию писателя Основоположни к ногайского алфавита, первого ногайского букваря,словаря Анализировать произведения Лирические герои, мир их чувств Сравнение двух миров и воспевание новой жизни - сравнивать характеры героев; - выявлять особенности языка и стиля призведений; - владеть письменной речью; - определять функции средств художественной выразительности в тексте. - владеть письменной речью; - определять функции средств художественной выразительности в тексте. 1 2 ТЕМА УРОКА Произведения УНТ Шал Кийиз Тиленши улы. 30.09 Дата факт 6 М.Курманалиев. «Мать» С.74-75, выучить наизусть 7. Ф.А.Абдулжалилов. «Средь бела дня», «Многое видела река», С.76-84, анализ 8. «Война» 9. Тестирование по пройденным разделам. 10 А.Мурзабеков. «Кавказ». С.97-98, выучить отрывок 111213 С.И.Капаев . «Река полная чистой воды». С.99-132, пересказ, анализ, характеристика героев С.84-91, выразительное чтение, С.91-93, выучить отрывок Тяжелый исторический путь ногайского народа, заполненный предательством, угнетением и жуткими преступлениями. анализировать художественные тексты; владеть терминами; выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев; выделять средства выразительности . Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория. 07.10 Чтение и обсуждение стихотворения Речи и поступки как средство характеристики героя Сюжет и герой стихотворения Автор и герой Благородство как нравственная категория 14.10 21.10 28.10 . Историческая основа и сюжет. Система образов.. Мысль о дружбе ногайского народа с русским народом. сравнивать характеры героев; - выявлять особенности языка и стиля произведений; - владеть письменной речью; - определять функции средств художественной выразительности в тексте. Формировать умение пересказывать прочитанное, строить план , выделять главное, характеризовать героев, развитие монологической речи Чтение и обсуждение стихотворения Заучивание наизусть Приёмы создания поэтического образа Пересказ, ответы на вопросы, характеристика героев, монологическая речь 11.11 18.11 25.11 02.12 1415 М. Киримов . «Кривая дорога» С.140-148, чтение по ролям, Анализ прочитанного Система художественных образов в рассказе. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность Знать композицию пьесы, уметь определять сюжетную линию, определять конфликт, характеризовать героев , выявлять мотивацию их поступков 16. Т. Кирейтова. «Свадьба в селе», «Это счастье», Тестирование по пройденным разделам. Роль пейзажа в создании образа села. . Приёмы создания поэтического образа Уметь анализировать поэтический текст 17. С.149-151, выраз.чт., С.152, выучить наизусть , С.152-153, выучить наизусть Анализ стихотворения Заучивание наизусть Приёмы создания поэтического образа Символ 18. 19. «Кобан бойларым» С.154-156, выразит.чт., С.156-157, выучить отрывок С.158-172, пересказ , анализ прочитанного Прививать любовь к окружающему миру Уметь анализировать поэтический текст Анализ стихотворения Заучивание наизусть Приёмы создания поэтического образа Повесть как жанр Национальнотематическое многообразие повести. Автор повести. Нравственное воздействие повести. Чтение по ролям Знать отличительные особенности повести , уметь определять тему, идею, героев Сюжет и герои рассказа. . Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Образ женщины. 20. Д.Туркменов. «Ногайцы мира», «Жеребёнок» 2122 А.М.Найманов. «Где есть народ там есть герой». 2324 В.А.Белоусов . «Секрет Али». С.173-187, анализ прочитанного 2526 Б.И.Кулунчакова «Кавказ» С.188-213, пересказ 27 Тестироваие по пройденным разделам. 28 И.Капаев. «Калым» Пересказ, беседа, работа в парах, развитие письменной речи 09.12 16.12 23.12 30.12 13.01 20.01 27.01 Выразительное чтение, анализ повести 03.02 10.02 Умение анализировать текст Анализ 17.02 24.02 Уметь создавать сравнительную характеристику героев, выделять главное в прочитанном. Отвечать на поставленные вопросы Анализ рассказа, поступков героев 03.03 10.03 17.03 С.214-234, чтение и пересказ Драма как род литературы, её особенности. Описания событий Знать отличие драмы от других жанров, особенности драмы как Создание сценария Чтение в лицах, беседа, словесное рисование 07.04 2930 К .Темирбулатова . «Бабушке», «Моя осень», «Родной край». С.235-237, выраз.чт. С.238 ,выучить наизусть С.237, выучить отрывок Пересказ прочитанного 31 Вн.чт. М. Авезов . «Ногайская девушка». 32 А.Култаев. «Степь ногайская». Анализ текста 33 С.И.Капаев. «Дом ногайца». С.244-247, пересказ 34 Итоговое тестирование. О писателе. Красота и богатство языка стихотворений , глубокий смысл, идея. Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. жанра, уметь анализировать героев, выявлять мотивацию их поступков Уметь анализировать стихотворения, уметь писать отзыв о прочитанном Уметь анализировать прозаическое произведение, знать композицию рассказа, характеризовать героев . мотивацию их поступков Создание собственного оригинального произведения Уметь анализировать отрывок, образ , уметь выделить главное в прочитанном, размышлять , отвечать на поставленные вопросы Анализ текста, беседа, написание отзыва 14.04 21.05 Пересказ, монологическая речь, анализ рассказа 28.04 Сочинение 12.05 Анализ отрывка, анализ образа 19.05 26.05