ногайский язык 8 класс

Пояснительная записка
Изучение любого языка имеет огромное значение в жизни как отдельно взятого человека, так и в жизни общества в
целом, т. к. человек-это составляющая часть любого общества. Знание же родного (ногайского) языка играет
огромную роль в жизни народов нашей многонациональной Республики Дагестан , т. к. она преследует цели
сближения и сплочения народов, живущих в РД взаимопроникновения их культур.
Владение своим языком воспитывает уважительное отношение к своим истокам, гордость за свой народ.
Знание языка предполагает почтительное отношение к самобытности другого нарда, к его культуре, языку,
традициям, в конечном счете, способствуя упрочению дружбы народов, соседствующих на сказочной земле наших
предков, которые всегда учили молодое поколение терпеливому, толерантному отношению к другому языку,
нравам.
Данная программа рассчитана на обучение родному (ногайскому)языку для учащихся 8 классов .
Она преследует основные содержательные линии
Основные содержательные линии
Первая содержательная линия- коммуникативные умения, вторая- языковые знания и навыки оперирования ими,
третья- социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи.
Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые отражают результат овладения ногайским
языком на данном этапе обучения.
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками
оперирования ими в процессе чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой
часть названных выше сложных коммуникативных умений.
Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три
указанные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство уч. предмета
«Ногайский язык».
Цели обучения
В процессе изучения ногайского языка реализуются следующие цели:
Формирование умений общаться на ногайском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших
школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письма;
Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти ,воображения школьника; мотивации
к дальнейшему овладению ногайским языком;
Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для
овладения устной и письменной речью на ногайском языке;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием ногайского языка: знакомство школьников с
миром сверстников, с детским фольклором и доступными образцами ногайской худ.литературы; воспитание
дружелюбного отношения к представителям других национальностей;
Формирование речевых ,интеллектуальных и познавательных способностей школьников.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности
в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на
языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений –звуков,
букв, буквососчетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по
образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение
списывать слова, предложения, текст на ногайском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или
изменять в нем слова в соответствие с решаемой учебной задачей; умение пользоваться двуязычным словарем
учебника и др.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и
содержат три компонента: знать/понимать- перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметьвладение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, кот-ми ученик может пользоваться
во внеучебной деятельность- использовать приобретение знаний и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни.
Предметное содержание речи

Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии).Любимое домашнее животное.
Мой дом/квартира/ комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья(имя ,возраст,
внешность, характер, увлечения ,семья).Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной
день(в зоопарке, цирке), каникулы. Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы.
Родная страна (общие сведения, названия, столица, крупные города),литературные персонажи популярных
детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора(стихи, песни, сказки).
Языковые знания и навыки(практическое усвоение).
Графика и орфография
Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и
орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различие на слух всех звуков и основных звукосочетаний ногайского языка.
Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных ,ударение в слове,
особенно в сложных словах и в предложении; интонация утвердительного, вопросительного(с вопросительным
словом и без него) и побудительного предложения..
Лексическая сторона речи
Лексические единицы обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме для
двустороннего усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как
элементы речевого этикета, отражающие особенности культуры родного языка.
Грамматическая сторона речи
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, по будительное. Общий
и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное
предложения.
Предложения с простым глагольным сказуемым, простым именным и составным глагольным сказуемыми.
Безличные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
В результате изучения ногайского языка ученик должен знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изуч. языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны, столицы, крупных городов, рек, озер и т.д.;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведенийна ногайском языке;
читать наизусть рифмованные произведения детского ногайского фольклора;
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на
зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге(знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
Расспрашивать собеседника, задавая вопросы(Кто? что? где? когда?) и отвечать на них;
Кратко рассказывать о себе, своей семье ,друге;
Составлять небольшие описания предмета ,картинки(о природе, о школе)по образцу;
Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и
соответствующую интонацию;
При чтении про себя понимать основное содержание небольших текстов(не более 0,5 стр.),посильных по
содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
Списывать текст на ногайском языке ,выписывая из него и(или) вставлять в него в соответствии с решаемой
учебной задачей;

Писать краткое поздравление(с днем рождения, с Новым годом)с опорой на образец;
Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Устного общения с носителями ногайского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития
дружелюбного отношения с представителями других национальностей;
Преодоление психологических барьеров в использовании ногайского языка как средства общения;
Более глубокого сознания некоторых особенностей родного языка.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Изучение ногайского языка и литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие речевой ,языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции.
Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности(говорении,
аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция- владение новыми языковыми
средствами(фонетическими,орфографическими,лексическими,грамматическими)в соответствии с темами, сферами
и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний языковых явлений изучаемого языка
,разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языках.
Компенсаторная компетенция-развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств,
для получения передачи информации.
Учебно-познавательная компетенция-дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;
ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий.
Развитие и воспитание у школьника понимания важности изучения ногайского языка в современном мире и
потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
воспитание качеств настоящего гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Результаты обучения
Результаты обучения ногайскому языку и литературе в 6 классах изложены в разделе «Требования к уровню
подготовки учащихся»,который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию
личностно-ориентированного подхода ;освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее
приобщения к ценностям национальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят
учащиеся 8 классов.
Рубрика «Уметь» включает требования, направленные на творческий подход развития речи (расспрашивание,
объяснение, изучение, описывание, сравнивание, анализирование и оценивание, проведение самостоятельного
поиска необходимой информации, умение ориентироваться в несложном тексте, делать краткие сообщения на
ногайском языке)
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни»представлены требования ,выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач.
Структура и содержание курса
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
-соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования.
- эмоциональная ценность произведения,
- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
-национальная педагогическая традиция обращения к данномупрозведению;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы уча-щихся определенной
возрастной группы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования программа ориентирована на основе учащи-мися следующих умений:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно – философскую, социально – историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как худо-жественное целое, с учетом его
специфики;
- давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного
художественного произведения;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми
видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целе-полаганию, включая
постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успеш-ности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформулированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого
общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация,
мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для разви-тия представлений о
нравственном идеале народа, для формирования представлений о национальном характере;
- видеть черты национального характера в героях сказок и былин, видеть черты на-ционального характера
других народов в героях народов эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характерные для народных сказок;

Рабочая программа по ногайскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы по
ногайскому языку для основной школы.
Рабочая программа включает:
1. Предметные результаты.
2. Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности.
3. Примерное тематическое планирование.

Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по ногайскому языку
для 5—9 классов под редакцией авторов: Калмыковой С.А-Х., Айбазовой Е.С., Дауловой Н.А., Джанбидаевой
Д.К. и др. Черкесск, 2000.
Предметные результаты – 8 класс
Предметными результатами изучения курса «Ногайский язык» в 8 классе являются:

1.

представление об основных функциях языка, о роли ногайского языка как национального языка
ногайского народа;

2.

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

3.

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

4.

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии ногайского языка,
основными нормами ногайского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование
их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5.

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6.

проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, много
аспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;

7.

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
8.
осознание эстетической функции ногайского языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО КУРСУ РОДНОГО (НОГАЙСКОГО) ЯЗЫКА ДЛЯ 8 КЛАССА
№

РАЗДЕЛ. ТЕМА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕМЫ УРОКА

ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕНИКА

ТУВГАН

ТИЛ

АКЫНДА

МАЬНЕ

БЕРУЬВ.

ПОНЯТИЕ

О РОДНОМ ЯЗЫКЕ.
1.

Маданият

оьсуьвинде

Осознание

тувган

тилдинъ

ценности

маьнеси.

Значение

родного

родного

языка

развитии

культуры.

Урок

усвоения

в

новых

знаний.

эстетической

Осознание

связи

родного

языка с культурой и историей
языка;

уважительное

России и мира. Понимание,

отношение к Отечеству, родному

что владение родным языком

языку и культуре; гордость за

является важным показателем

родной язык; стремление к

культуры

речевому

Построение

самосовершенствованию

и

сохранению родного языка.

человека.
рассуждения,

используя

как

приведѐнное

в

тезис
учебнике

высказывание.
КАЙТАРАЛАВ.
ПОВТОРЕНИЕ.
2.

Глагол

эм

онынъ Активизация

знаний о

глаголе Знать о глаголе как о

кеплери. Глагол и его

как о части речи. Глагол и его

самостоятельной части речи; о

формы.

формы. Находить глаголы и его

его

формы в текстах. Работа с

ногайском

текстом.

находить глаголы и его формы

Урок

повторения

и

обобщения знаний.

Выполнение

морфологического
глагола.

разбора

Работа

первоисточниками,

с
проведение

в

формах в современном
языке; уметь

тексте.

Производить

морфологический

разбор

глагола.

словарной работы.
3.

Сочинение

«Меним

Определять

основную

ана тилим» «Мой

текста сочинения;

родной

композиционные

язык». Урок

контроля знаний.

мысль

использовать
элементы

Свободно,

правильно излагать

свои мысли
форме,

в письменной

соблюдая нормы

текста- описания; определять

построения

ключевые слова текста; создавать

(логичность,

собственный текст-описание по

последовательность,

текста

личным

впечатлениям.

Написание сочинения.

связность, соответствие теме);
знать

основные

нормы

современного

ногайского

литературного

языка

изученные

и

правила

орфографии и пунктуации.
4.

Ярдамшы
кесеклердинъ
язылувы.

Особенности

соьйлем
дурыс

Правописание

правописаний

Различают самостоятельные и

служебных частей речи (союзы,

служебные

послелоги,

Списывают поэтический текст,

частицы,

части

речи.

служебных частей речи.

междометия), находить их в

работая над орфограммами и

Урок

тексте.

знаками препинания, диф-

повторения

и

обобщения.

Проведение

словарной

работы. Работа с текстом.

ференцируют

служебные

части речи. Читают текст
выразительно.
5-

Тергев

диктант.

Написание

диктанта

6.

Янъылыс

уьстинде

выполнение

грамматического

ислев.

Контрольный

диктант.

Работа

ошибками.
контроля знаний.

50

задания. Выполнение работы над

над ошибками.
Урок

и

Уметь воспринимать текст на
слух,

безошибочно

воспроизводить,
дополнительные

его

выполнять
задания,

связанные с разделами языка,
их морфологические признаки,

синтаксические

роли

в

предложении.
СИНТАКСИС.
ПУНКТУАЦИЯ.
7.

Соьз

биригуьви

онынъ

эм

маьнеси.

Словосочетание

и его

Отличать

словосочетание

от

слова; распознавать главное и
зависимое

слова

Активизация знаний в области
синтаксиса (словосочетание и

в

простое

предложение).

значение. Урок усвоения

словосочетании;

устанавливать

Выполнение

новых знаний.

грамматическую

и

разбора. Находить, выделять,

смысловую

связь слов в словосочетании;
выделять

словосочетания

синтаксического

группировать
в

составе предложения.

и

словосочетания.
тексты,

составлять
Списывать

расставляя

знаки

препинания.
8.

Соьз

биригуьвинде

Виды

связи

слов

в

Знать различные виды

соьзлердинъ

словосочетании

(согласование,

словосочетаний по

байланысы. Связь слов

управление,

примыкание).

морфологическим свойствам

в словосочетании.

Урок Основные

усвоения новых знаний.

виды словосочетаний

главного слова.

Знать, как

по морфологическим

свойствам

распознают словосочетание в

главного

Основные

составе предложения.

слова.

признаки словосочетаний.

Конструируют
словосочетания, опираясь на
схему.

9.

Йыймадынъ туьзилиси

Распознавать виды предложений

эм

по цели

онынъ

высказывания

грамматикалык

интонации;

маьнеси.

Структура

распространѐнные

предложения

и

нераспространѐнные

его

Определение
и

разграничивать
и

обобщающим

предложения,

предложения;

значение. Урок усвоения

различные

знаки завершения;

предложений,

новых знаний.

различать

выделительную

обращениями.

и

разделительную функцию знаков
внутри

предложения;
расставлять
знаки
предложениях
определять

простого
правильно

и

обосновывать

препинания
с

членах

распространѐнных
использовать

в

обращениями;

основную

мысль

с

словом при

однородных

грамматическое

препинания

предложений

и

нераспространѐнных
предложений

с

текста, озаглавливать его.
10.

Логикалык

ургы.

Логическое

ударение.

Урок

усвоения

новых

знаний.

Понятие логического ударения в

Знать

современном

ударения. Уметь поставить в

Логическое

ногайском языке.
ударение

как вид

связи слов.

КАБАТСЫЗ

понятия

предложении

логического

логическое

ударение.

ЭМ

КАБАТЛЫ
ЙЫЙМАЛАР.
ПРОСТОЕ

И

СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
11.

Кабатсыз эм кабатлы

Активизация

йыймалар.

Простое

синтаксиса

(простое

запятой между

предложение.

Сложное

предложение,

сложное

сложными предложениями

предложение

знаний в области

Урок предложение).

усвоения новых знаний.

письменный
разбор простого
предложения.

51

Устный

и

синтаксический
и

Определять место постановки

составе сложного;

однородными

Различать

выполнять

сложные простые предложения с

разбор

однородными

предложения.

и
в

различать

простые предложения

сложного

членами.

простыми

членами,
синтаксический

простого и сложного

с

Расстановка знаков препинаний.
12-

Изложение.

13.

Изложение

Воспроизводить

прочитанный

Написание

изложения

текст в письменной форме;

произведению

уьстинде

сохранять логичность, связность,

художественной литературы.

ислев.

Написание

соответствие заданной теме при

изложения.

Работа над изложении

язув.

Янъылыс

ошибками.

Урок

контроля знаний.

исходного

по

текста;

соблюдать во время письменного
пересказа

основные

нормы

современного

ногайского

литературного языка

и правила

правописания;

редактировать

воспроизведѐнный текст.
14.

Узын

эм

кыска

йыймалар.

по

Распространенные

и

цели

высказывания

интонации;
распространѐнные

предложения.

нераспространѐнные

Урок

Главные

членлери.
члены

предложения.

Подлежащее.
Сказуемое.

и распространенные

и

нераспространенные
и предложения;

выполнять их

синтаксический разбор.

предложения. Работа с текстом.
бас Главные члены

Йыймадынъ

различать

Уметь

разграничивать

нераспространенные

усвоения новых знаний.
15.

Распознавать виды предложений

современном

предложения
ногайском

подлежащее

и

Морфологические
Урок

усвоения новых знаний.

выражения

в Знать и уметь

языке:

определять

признаки, способы выражения

сказуемое.

подлежащего, его связь со

способы

сказуемым.

подлежащего.

Особенности связи подлежащего
и сказуемого.

16-

Кабатсыз эм кабатлы

17.

сказуемое.
составное
Урок

Грамматическая

Простое и
сказуемое.

усвоения новых

знаний.

основа

Знать и уметь

определять

предложения. Особенности связи

виды

подлежащего и сказуемого. Виды

его выражения. Пишут мини-

сказуемого

сочинение, используя глаголы-

и способы

выражения.

его

Особенности

составного

сказуемые.

глагольного

сказуемого. Работа с текстом.

сказуемого и способы

действия

Описывают
человека

при

помощи глаголов-сказуемых.

Проведение словарной работы.
18.

Подлежащее
сказуемое

эм
арасында

Тире между
сказуемым

подлежащим
в

предложениях.

сызыкша. Тире между

Работа с текстом. Проведение

подлежащим

словарной работы.

и

и Знать и уметь расставлять тире
между

подлежащим

сказуемым в тексте.

и

сказуемым.

Урок

усвоения новых знаний.
19-

Тергев

диктант.

Написание

диктанта

20.

Янъылыс

уьстинде

выполнение

грамматического

ислев.

Контрольный

диктант.

Работа

ошибками.

и Уметь воспринимать текст на

задания. Выполнение работы над

над ошибками.
Урок

слух,

безошибочно

его

воспроизводить,

выполнять

дополнительные

задания,

связанные с разделами языка,

контроля.

их морфологические признаки,
синтаксические

роли

в

предложении.
21.

Йыймадынъ

иершен Второстепенные

члены

в

предложения:

определение,

предложении,

выделяют

Второстепенные

дополнение,

обстоятельство.

дополнение

графически.

Дополнение.
повторения

члены

Способы
Урок
и

второстепенных

выражения
членов

предложения.

Айыргыш эм
соьз.

дополнениями.

Составляют

распространѐнных

предложений.
уьстев

Определение и

приложение.

Распространяют предложения

схемы

обобщения.

52

дополнение

членлери. Толтыргыш.

предложения.

22.

Распознают

Урок

Второстепенные

члены

Распознают

определение в

предложения:

определение,

предложении,

распространяют

дополнение,

обстоятельство.

предложения

определениями.

усвоения новых знаний.

Трудные

случаи согласования

определений
словом.

с

Приложение

разновидность
Знаки

определяемым
как

определения.

препинания

при

приложении.

Знать и уметь распознавать в
словосочетаниях
определяемое

слово

и

приложение.

Подбирать

приложения

с

нужными

значениями.

Работать

нормой

употребления

над

приложений в нужной форме.
23.

Р.Р.

Сочинение

«Халкымнынъ
тарихиннен мен

не

Определять

основную

мысль

Свободно, правильно излагать

текста сочинения;

использовать

свои мысли

композиционные

элементы

форме,

в письменной

соблюдая

нормы

билемен?» «Что я знаю

текста- описания; определять

построения

из

своего

ключевые слова текста; создавать

(логичность,

Урок

собственный текст-описание по

последовательность,

личным

связность, соответствие теме);

истории

народа?».
контроля знаний.

впечатлениям.

Написание сочинения.

знать

текста

основные

нормы

современного

ногайского

литературного

языка

изученные

и

правила

орфографии и пунктуации.
24.

Аьл.

Обстоятельство.

Обстоятельство

как

Распознавать обстоятельство в

Урок

усвоения

второстепенный

член

предложении,

новых

знаний.

выделять

предложения; его значение и

обстоятельство

место. Виды обстоятельств в

Распространять

ногайском языкознании. Работа с

обстоятельствами.

текстом.

графически.
предложения

Выполнение

упражнений.
25.

Орын

аьли.

Обстоятельство

Обстоятельство

места.

Урок

новых

усвоения

знаний.

места

Распознавать

обстоятельство

предложении, роль и значение.

места

предложении,

Проведение

выделять их

словарной

в

работы.

Работа с текстом.

в

Распространять

графически.
предложения

обстоятельствами.
26.

Заман

аьли.

Обстоятельство

времени

в

Распознавать

обстоятельство
предложении,

Обстоятельство

предложении, роль и значение.

времени

времени.

Проведение

выделять их

Урок усвоения

новых знаний.

словарной

Работа с текстом.

работы.

в

Распространять

графически.
предложения

обстоятельствами.

27.

Обстоятельство причины и цели

Распознавать

аьллер. Обстоятельства

в предложении, роль и значение.

причины

причины и цели. Урок

Проведение

предложении,

выделять

усвоения новых знаний.

Работа с текстом.

графически.

Распространять

Себеп

эм

мырад

словарной

работы.

обстоятельства

и

цели

в
их

предложения
обстоятельствами.
28.

Кеп

аьли.

Обстоятельство образа действия

Распознавать

Обстоятельство

образа

в предложении, роль и значение.

образа

действия. Урок усвоения

Проведение

предложении,

выделять

новых знаний.

Работа с текстом.

графически.

Распространять

словарной

работы.

обстоятельство

действия

в
их

предложения
обстоятельствами.
диктант.

29-

Тергев

30.

Янъылыс уьстинде

Написание

диктанта

и

выполнение

грамматического

Уметь воспринимать текст на
слух,

безошибочно

ислев.

Контрольный

задания. Выполнение работы над

воспроизводить,

выполнять

диктант.

Работа

ошибками.

дополнительные

задания,

ошибками.
контроля знаний.

над
Урок

связанные с разделами языка,
их морфологические признаки,
синтаксические
предложении.

53

его

роли

в

31.

Айырымланган аьллер.

Обособленные

обстоятельства в

Распознавать

Обособленные

предложении,

их

обстоятельства

обстоятельства.

Урок

усвоения новых знаний.

роль

и

значение. Проведение словарной
работы.

Работа

обособленные
в

предложении,
с

первоисточниками.

графически.

выделять

их

Распространять

предложения
обстоятельствами.

32.

Айырымланган
соьз.

уьстев

Обособленные

приложения.

Урок

усвоения новых знаний.

Обособленные

приложение

разновидность
Знаки

определения.

препинания

обособленных

как

при

приложениях.

Знать и уметь распознавать в
словосочетаниях
определяемое

слово

приложение.

и

Подбирать

Проведение словарной работы.

приложения

с

Работа с текстом.

значениями.

Работать

нормой

нужными
над

употребления

приложений в нужной форме.
БИР

БАС

ЧЛЕНЛИ

КАБАТСЫЗ
ЙЫЙМАЛАР.
ОДНОСОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
33.

Подлежащееси

Определить

болмаган

предложения, их структурные и

предложения. Определять

смысловые

морфологическую

йыймалар.

Безличные
предложения.

Урок

усвоения новых знаний.

безличные

особенности. Работа

Опознавать безличные

с первоисточниками, выполнение

выраженность главного члена

упражнений.

в безличных предложениях.

Проведение

словарной работы.

Трансформировать
двусоставные предложения в
односоставные безличные
предложения. Подбирать свои
тексты с примерами
безличных предложений из
разных учебников.

34.

Атав

йыймалар.

Назывные
предложения.

Назывные
структурные

Урок

усвоения новых знаний.

предложения.

Опознавать назывные

смысловые

предложения.

Проведение

Наблюдать

за функцией и

словарной работы. Работа с

семантикой

назывных

текстом.

предложений.

Составлять

особенности.

и

Их

назывные

предложения.

Осознавать

уместность

употребления

назывных

предложений

в текстах

определѐнного типа.
35-

Толы

эм

36.

йыймалар.

толмаган
Полные и

Неполные

предложения.

Предложения

полные

неполные предложения.

неполные.

Урок

предложения

усвоения новых

знаний.

в

Определять
и

неполные

предложения

и

опознают

Неполные

типы. Составлять диалоги с

диалоге и

использованием

сложном предложении. Работа с

их

неполных

предложений.

текстом. Проведение словарной
работы.
37.

Бегитуьв коьнигуьвлер.

Работа

над

текстом,

Упражнения

для

первоисточниками.

повторения.

Урок

повторения

и

Знать и

уметь

предложения,

определять
составлять

предложения различного типа.

обобщения.
38-

Тергев

диктант.

Написание

диктанта

39.

Янъылыс

уьстинде

выполнение

грамматического

ислев.
диктант.

54

Контрольный
Работа над

и

Уметь воспринимать текст на
слух,

безошибочно

его

задания. Выполнение работы над

воспроизводить,

выполнять

ошибками.

дополнительные

задания,

ошибками.

Урок

связанные с разделами языка,

контроля знаний.

их морфологические признаки,
синтаксические

роли

в

предложении.
БИР ТУКЫМЛЫ
ЧЛЕНЛИ
ЙЫЙМАЛАР.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С
ОДНОРОДНЫМИ
ЧЛЕНАМИ.
40.

Бир

тукымлы членли

йыймалар.
Предложения

с

Предложения

с

однородными

членами.

Средства

однородных

Осознавать

условия

связи

однородности

членов

членов

предложения. Производить на-

однородными членами.

предложения.

Урок усвоения

пунктуационные

особенности

явлением.

предложений

однородными

предложения

новых

знаний.

Интонационные и

с

блюдение

за

языковым
Читать

членами. Проведение словарной

интонацией.

работы. Работа с текстом.

средства

с

Указывать
связи между

однородными
Выполнять

членами.
упражнение

развитию

речи,

текст

на

одну
тем,
однородные

члены.
41.

Бир тукымлы членлер

Знаки

препинания

при
Выделяют знаки препинания

арасында

токтав однородных

членах
при однородных членах

белгилер.

Знаки

предложения.

Проведение
предложений. Расставляют

препинания

при

словарной

работы.

Работа

с
знаки препинания в текстах.

однородных

членах

текстом.
Пишут текст, расставляя про-

предложения.

Урок

усвоения новых знаний.

по

составлять

предложенных
употребляя

нулевой

пущенные запятые.

из

42.

Бир тукымлы членлер

Однородные

арасында

сочинительными

тиркевишлер.
при

Союзы

однородных

членах. Урок усвоения

члены, связанные
союзами,

и

Выделяют разделительные
союзы в предложениях.

пунктуации при них. Проведение

Определяют, одиночными или

словарной работы. Работа с

повторяющимися являются

текстом.

эти союзы. Расставляют знаки

новых знаний.

препинания в текстах. Пишут
текст, расставляя пропущенные запятые.
Подчѐркивают однородные
члены как члены предложения
и грамматические основы
сложносочинѐнных
предложений с союзом эм.

43.

Бир

Обобщающие

тукымлы

слова

при

Распределять предложения на

членлерде ортак соьз.

однородных членах предложения

две группы:

Обобщающие слова при

и знаки препинания при них.

словом

после однородных

однородных

членах.

членов и перед ним. Читать

Урок усвоения

новых

выразительно

предложения

интонацией

предупреждения,

знаний.

с

интонацией

к однородным

членам

предложенные

Записывают
обобщающим

с

пояснения.

Подбирать

обобщающие

55

с обобщающим

слова.
предложения
словом

с

при

однородных

членах,

классифицируя их по группам.
44-

Тергев

диктант.

Написание

диктанта

45.

Янъылыс

уьстинде

выполнение

грамматического

ислев.

Контрольный

диктант. Работа

над

ошибками.

Урок

и

Уметь воспринимать текст на
слух,

безошибочно

его

задания. Выполнение работы над

воспроизводить,

выполнять

ошибками.

дополнительные

задания,

связанные с разделами языка,

контроля знаний.

их морфологические признаки,
синтаксические

роли

в

предложении.
46.

Обращение.

Уьндев.

Урок усвоения

Предложения с обращениями, их

новых специфика

знаний.

и

Проведение

Знать

разновидность.

словарной

работы.

Работа с текстом.
47.

Уьндевде

токтав

Знаки

белгилери.

Знаки обращении.

препинания

при

обращении.

Урок

и

разновидность предложений с
обращениями, находить их в
тексте.

препинания
Работа

при

Выделяют знаки

препинания

с

при обращении.

Расставляют

первоисточниками.

знаки препинания в текстах.
Пишут текст, расставляя про-

усвоения новых знаний.
48.

специфику

пущенные запятые.

Кирис

соьз. Вводные

Вводные конструкции (слова,

Осознавать функции вводных

слова.

Урок усвоения

словосочетания, предложения).

конструкций

Группы вводных слов и вводных

Выписывать

предложения с

сочетаний по значению.

обозначением

вводных

новых знаний.

в

речи.

слов.

Графически выделять вводные
слова.
49-

Изложение.

50.

Изложение

Воспроизводить
язув.

прочитанный

изложения

текст в письменной форме;

произведению
художественной литературы.

Янъылыс

уьстинде

сохранять логичность, связность,

ислев.

Написание

соответствие заданной теме при

изложения.

Работа над

изложении

ошибками.

Урок

контроля знаний.

Написание

исходного

текста;

соблюдать во время письменного
пересказа

основные

современного
литературного

нормы

ногайского
языка и

правописания;

правила

редактировать

воспроизведѐнный текст.
51-

Уьн

соьзлер.

Междометие

в

предложении.

Уточнять

роль междометия в

по

52.

Междометие.

Урок

усвоения новых знаний.

Междометия,
разные

выражающие

чувства. Проведение

предложении.

Определять

предложениях

в

междометия,

словарной работы. Работа с

выражающие разные чувства.

первоисточниками.

Работать

над

интонацией

предложений

с

междометиями.
Акцентировать внимание
междометии,

на

употреблѐнном

вместе с обращением.
53.

РР. Авызлама хабарлав

Вводные

конструкции

«Тенъим акында соьз».

средство

выражения

Устное высказывание

высказывания,

воздействия

«Слово о друге». Урок

собеседника.

Группы

контроля знаний.

слов и выражений по значению.
Вводные

оценки
на

вводных

предложения

вставные
Обращение

как

Развивать речь,

отзываясь

своими

высказываниями

устной и

письменной

на содержание сказанного.

и

конструкции.
и

способы

его

выражения.
54.

Тувра

эм кыя

Прямая и

56

соьз.

косвенная

Предложения с косвенной речью.

Сравнивать предложения с

Замена прямой речи косвенной.

прямой и косвенной речью.

в

форме

речь.

Урок повторения

Проведение словарной работы.

Классифицировать знаки

и обобщения.

Работа с первоисточниками.

препинания в предложении.

55-

Тувра соьзде токтав

Предложения с прямой речью.

Знать и уметь опознавать

56.

белгилери.

Знаки

предложения с прямой

препинания при прямой
речи.

речью.

Урок повторения

и обобщения.
57-

Диалог. Цитата.

58.

Замена диалога предложениями с

Определяют диалог.

прямой речью. Цитаты и знаки

Составляют свои диалоги по

препинания при них.

рисункам, ситуациям и
схемам.
Определяют понятие цитаты.
Находят цитаты и определяют
роль

цитат

в

тексте.

Формируют

умение вводить

цитаты

авторский текст

в

разными способами.
59-

Тергев

диктант.

Написание

диктанта

и

60.

Янъылыс

уьстинде

выполнение

грамматического

Уметь воспринимать текст на
слух,

безошибочно

ислев.

Контрольный

задания. Выполнение работы над

воспроизводить,

диктант.

Работа над

ошибками.

дополнительные

ошибками.

Урок

его

выполнять
задания,

связанные с разделами языка,

контроля знаний.

их морфологические признаки,
синтаксические

роли

в

предложении.
61.

Бегитуьв

эм

кайтаралав.
Повторение

Средства
членов

и

закрепление

связи

предложения.

препинания
членах.

Урок

пунктуационные

повторения

и

предложений
членами.

Знаки

при однородных

Интонационные

изученного.

обобщения.

однородных

с

и

Определять

и формулировать

основную

мысль

Списывать

его, расставляя

текста.

недостающие

запятые

особенности

подчѐркивая

однородные

однородными

члены.

отрывок

Читать

и

из

статьи. Находить

однородные

и неоднородные

определения

в

тексте.

Находить

однородные

обстоятельства.

Определять,

сколько

рядов

однородных

членов

в

указанном предложении.
62.

йыйма.

Кабатлы
Сложное
Урок

предложение.

повторения и

обобщения.

Определять

количество

Активизация знаний в области

грамматических основ в сложном

синтаксиса

предложении;

предложение).

находить границы

(сложное

частей в сложном предложении;

письменный

определять

место

разбор

запятой

между простыми

предложениями
сложного;

в

составлять

сложных

простых

предложений.

составе

сложных

схемы

схемам.

и

сложных

Составление

предложений

синтаксический
сложного и простого

предложения.
63.

Йыймадынъ

Понятие

айырымланган
членлери.

Повторяют определение

Обособленные

определения,

обособленных членов.

обстоятельства,

уточняющие

Списывают текст, обосно-

предложения.

вывая выбор знаков

члены члены

предложения.

Урок

усвоения новых знаний.

57

обособлении.

Обособленные

об

Синтаксический

и

пунктуационный

разбор

и

синтаксический

предложений;

выполнять
разбор

постановки

Устный

препинания и расставляя их в
соответствии с изученными

по

осложненного предложения.

пунктуационными правилами.

Вводные

Попутно выполняют

слова и

конструкции.

вставные

Знаки препинания

различные виды разборов.

при вводных словах и вставных

Находят в словах изученные

конструкциях. Синтаксический и

орфограммы и обосновывают

пунктуационный

их выбор. Пишут сочинение

предложений

разбор
с

вводными

и

по данному началу.

вставными конструкциями.
64.

Бир бас члени болган

Понятие

йыйма.

членах

Односоставные

об

односоставных

Повторяют

определение

предложения.

односоставного

предложения.

предложения. Урок

Синтаксический

разбор

усвоения новых знаний.

односоставного

предложения.

Работают с текстом. Находят в

Работа с текстом.

словах

изученные

орфограммы и

обосновывают

их выбор.
65-

Тергев

диктант.

Написание

диктанта

66.

Янъылыс

уьстинде

выполнение

грамматического

ислев.

Контрольный

диктант. Работа над
ошибками.

и

Уметь воспринимать текст на
слух,

безошибочно

задания. Выполнение работы над

воспроизводить,

ошибками.

дополнительные задания,

Урок

его

выполнять

связанные с разделами языка,

контроля знаний.

их морфологические признаки,
синтаксические

роли

в

предложении.
67.

Озган

темаларды

кайтаралав.

Разделы
Правописание.

Повторение
пройденных

учебника.

Знать раздел языка; уметь
определять
речи.

тем.

Повторительнообобщающий урок.
68.

Тамамлав
Итоговый урок.

дерис.

Задание на лето.

Повторить.

их правильно

в

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ (НОГАЙСКОМУ) ЯЗЫКУ

8 КЛАСС
№

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дом.задание

Кол

Дата

-во

провед
ения.

час.

План

ТУВГАН ТИЛ АКЫНДА МАЬНЕ БЕРУЬВ. ПОНЯТИЕ
О РОДНОМ
ЯЗЫКЕ.
1.

Маданият оьсуьвинде тувган тилдинъ маьнеси.
Значение родного языка в

§1,упр.11

1

развитии культуры.

02.09

КАЙТАРАЛАВ. ПОВТОРЕНИЕ.
2.

Глагол эм онынъ кеплери. Глагол и его формы.

Сост. 5-6 предл. 1

05.09

3.

Сочинение «Меним ана тилим» «Мой родной язык».

Повторить
орфограммы

1

09.09

4

ЯУИ..Ярдамшы соьйлем кесеклердинъ дурыс язылувы.
РНО.Правописание служебных частей речи.

Повторение

1

12.09

Тергев диктант. Янъылыс уьстинде ислев. Входной
5-6. контрольный диктант. Работа над

Повторение

16.09

Упр.13

2

19.09

ошибками.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
7.

Соьз биригуьви эм онынъ маьнеси. Словосочетание и его
значение.

§2,упр.14

1

23.09

8.

Соьз биригуьвинде соьзлердинъ байланысы. Связь слов в
словосочетании.
§3,упр.18

1

26.09

9.

Йыймадынъ туьзилиси эм онынъ грамматикалык
маьнеси. Структура

1

30.09

предложения и его грамматическое значение.

§4,упр.21,25

Факт

§5,упр.33

1

03.10

Кабатсыз эм кабатлы йыймалар. Простое и сложное
11. предложение.

§6,упр.36

1

07.10

Изложение. Изложение язув. Янъылыс уьстинде ислев.
12- Написание изложения.

Повторить
орфограммы ,
упр.40

2

14.10

Составить
предложения

1

17.10

§7,упр.44

1

21.10

10

Логикалык ургы. Логическое ударение.
КАБАТСЫЗ ЭМ КАБАТЛЫ ЙЫЙМАЛАР.
ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

10.10

13. Работа над ошибками.
14.
Тергев диктант.. Контрольный диктант..
РНО.Йыймадынъ бас членлери. Главные члены
15. предложения. Подлежащее.
Сказуемое.
Кабатсыз эм кабатлы сказуемое. Простое и составное
16- сказуемое.

§8,упр.47

24.10

§9,упр.51

2

28.10

§10,упр.54

1

07.11

17.
Подлежащее эм сказуемое арасында сызыкша. Тире
18. между подлежащим и
сказуемым.
Узын эм кыска йыймалар. Распространенные и
19- нераспространенные

Упр.46

11.11

Сост.предлож.

2

14.11

§11,упр.58

1

18.11

22. Айыргыш эм уьстев соьз. Определение и приложение.

§12-13,упр.63

1

21.11

Р.Р. Сочинение «Халкымнынъ тарихиннен мен не
23. билемен?» «Что я знаю из

Упр.65

1

25.11

24. РНО. Аьл. Обстоятельство.

§14,упр.67

1

28.11

25. Орын аьли. Обстоятельство места.

§15,упр.70

1

02.12

26. Заман аьли. Обстоятельство времени.

§16,упр.75

1

05.12

27. Себеп эм мырад аьллер. Обстоятельство причины и цели. §17,упр.80

1

09.12

28. Кеп аьли. Обстоятельство образа действия..

1

12.12

20.
Йыймадынъ иершен членлери. Толтыргыш.
21. Второстепенные члены
предложения. Дополнение.

истории своего народа?».

§18-19,упр.85
Повторить
орфограммы

Тергев диктант. Янъылыс уьстинде ислев. Контрольный
29- диктант. Работа над
Упр.90
30. ошибками.

16.12
2

19.12

31. Айырымланган аьллер. Обособленные обстоятельства.

§20-21,упр.94

1

23.12

32. Айырымланган уьстев соьз. Обособленные приложения.

§22,упр.101

1

26.12

Подлежащееси болмаган йыймалар. Безличные
33. предложения.

§23,упр.107

1

30.12

34. Атав йыймалар. Назывные предложения.

§24,упр.111

1

13.01

БИР БАС ЧЛЕНЛИ КАБАТСЫЗ ЙЫЙМАЛАР.
ОДНОСОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

16.01
20.01
35- Толы эм толмаган йыймалар. Полные и неполные предложения.

2

§25,упр.114
36.

Сост.предл.

37. Бегитуьв коьнигуьвлер. Упражнения для повторения.

Упр.117

1

Повторить
орфограммы

Тергев диктант. Янъылыс уьстинде ислев. Контрольный
38- диктант. Работа над
Сост.предл.

23.01
27.01

2

30.01

§26,упр.118

1

03.02

Бир тукымлы членлер арасында токтав белгилер. Знаки
41. препинания при
§26,упр.123

1

06.02

1

10.02

1

13.02

39. ошибками.
Бир тукымлы членли йыймалар. Предложения с
40. однородными членами.

однородных членах предложения.
Бир тукымлы членлер арасында тиркевишлер. Союзы
42. при однородных членах.

§27,упр.126

Бир тукымлы членлерде ортак соьз. Обобщающие слова
43. при однородных
§28-29,упр.134
членах.
Повторить
орфограммы

Тергев диктант. Янъылыс уьстинде ислев. Контрольный
44- диктант. Работа над
Упр.137

17.02
2

20.02

45. ошибками.
46. Уьндев. Обращение.

§30,упр.141

1

24.02

Уьндевде токтав белгилери. Знаки препинания при
47. обращении.

§31,упр.145

1

03.03

48. Кирис соьз. Вводные слова.

§32,упр.147

1

06.03

Изложение. Изложение язув. Янъылыс уьстинде ислев.
49- Написание изложения.

Повторить
орфограммы

10.03

§33,упр.151

2

13.03

§34,упр.154

2

17.03

50. Работа над ошибками.
51- Уьн соьзлер. Междометие.

Упр.155

20.03

52.
Авызлама хабарлав «Тенъим акында соьз». Устное
53. высказывание «Слово о
друге».

Повторить
орфограммы

1

03.04

54. Тувра эм кыя соьз. Прямая и косвенная речь.
Тувра соьзде токтав белгилери. Знаки препинания при
55- прямой речи.

§35,упр.157

1

§36,упр.160
§37,упр.162

07.04
10.04

2

14.04

56.
§38,упр.165
57- Диалог. Цитата.

Упр.167

17.04
2

21.04

58.
Повторить
орфограммы

Тергев диктант. Янъылыс уьстинде ислев. Контрольный
59- диктант. Работа над
Сост.предл.

24.04
2

28.04

60. ошибками.
Бегитуьв эм кайтаралав. Повторение и закрепление
61. изученного.

Упр.172

1

05.05

62. Кабатлы йыйма. Сложное предложение.

Упр.174

1

08.05

Йыймадынъ айырымланган членлери. Обособленные
63. члены предложения.

Повторение

1

12.05

Бир бас члени болган йыйма. Односоставные
64. предложения.

Сост.предл.

1

15.05

Тергев диктант. Янъылыс уьстинде ислев. Контрольный Повторить
65- диктант. Работа над
орфограммы

19.05
2

22.05

1

26.05

1

29.05

66. ошибками.
Озган темаларды кайтаралав. Повторение пройденных
67. тем.
68. Тамамлав дерис. Итоговый урок.

Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(905) 6327833

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».