ногайский язык и литература 7 класс

2022-2023уч.г.
Рабочая программа
«Ногайский язык и литература» 7 класс
Пояснительная записка
Изучение любого языка имеет огромное значение в жизни как отдельно взятого человека, так и в жизни общества в целом, т. к. человек-это составляющая часть любого общества. Знание же
родного (ногайского) языка играет огромную роль в жизни народов нашей многонациональной республики , т. к. она преследует цели сближения и сплочения народов, живущих в Дагестане,
взаимопроникновения их культур.
Владение своим языком воспитывает уважительное отношение к своим истокам, гордость за свой народ. Знание языка предполагает почтительное отношение к самобытности другого
нарда, к его культуре, языку, традициям, в конечном счете, способствуя упрочению дружбы народов, соседствующих на сказочной земле наших предков, которые всегда учили молодое
поколение терпеливому, толерантному отношению к другому языку, нравам.
Данная программа рассчитана на обучение родному (ногайскому)языку учащихся 7 классов многонациональных школ.
Она преследует основные содержательные линии
Основные содержательные линии
Первая содержательная линия- коммуникативные умения, вторая- языковые знания и навыки оперирования ими, третья- социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии
находятся в тесной взаимосвязи.
Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые отражают результат овладения ногайским языком на данном этапе обучения.
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе чтения и письма. Таким образом, языковые знания и
навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений.
Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них
нарушает единство уч. предмета «Ногайский язык».
Цели обучения
В процессе изучения ногайского языка реализуются следующие цели:
Формирование умений общаться на ногайском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении,
аудировании, чтении и письма;
Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти ,воображения школьника; мотивации к дальнейшему овладению ногайским языком;
Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на ногайском языке;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием ногайского языка: знакомство школьников с миром сверстников, с детским фольклором и доступными образцами ногайской
худ. литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей;
Формирование речевых ,интеллектуальных и познавательных способностей школьников.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его
звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений –звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и
предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать
слова, предложения, текст на ногайском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствие с решаемой учебной задачей; умение пользоваться
двуязычным словарем учебника и др.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать- перечень необходимых для усвоения
каждым учащимся знаний; уметь- владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, кот-ми ученик может пользоваться во внеучебной деятельность- использовать
приобретение знаний и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Предметное содержание речи

Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии).Любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/ комната. Праздники: день рождения, Новый год.
Игрушки, одежда. Мои друзья(имя ,возраст, внешность, характер, увлечения ,семья).Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день(в зоопарке, цирке), каникулы.
Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы.
Родная страна (общие сведения, названия, столица, крупные города),литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора(стихи,
песни, сказки).
Языковые знания и навыки(практическое усвоение).
Графика и орфография
Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в
активный словарь.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различие на слух всех звуков и основных звукосочетаний ногайского языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость
гласных ,ударение в слове, особенно в сложных словах и в предложении; интонация утвердительного, вопросительного(с вопросительным словом и без него) и побудительного предложения..
Лексическая сторона речи
Лексические единицы обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме для двустороннего усвоения: простейшие устойчивые словосочетания,
оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие особенности культуры родного языка.
Грамматическая сторона речи
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении.
Утвердительное и отрицательное предложения.
Предложения с простым глагольным сказуемым, простым именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения ногайского языка ученик должен знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изуч. языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны, столицы, крупных городов, рек, озер и т.д.;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений на ногайском языке;
читать наизусть рифмованные произведения детского ногайского фольклора;
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге(знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
Расспрашивать собеседника, задавая вопросы(Кто? что? где? когда?) и отвечать на них;
Кратко рассказывать о себе, своей семье ,друге;
Составлять небольшие описания предмета ,картинки(о природе, о школе)по образцу;
Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
При чтении про себя понимать основное содержание небольших текстов(не более 0,5 стр.),посильных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости
двуязычным словарем;
Списывать текст на ногайском языке ,выписывая из него и(или) вставлять в него в соответствии с решаемой учебной задачей;
Писать краткое поздравление(с днем рождения, с Новым годом)с опорой на образец;
Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Устного общения с носителями ногайского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения с представителями других национальностей;
Преодоление психологических барьеров в использовании ногайского языка как средства общения;
Более глубокого сознания некоторых особенностей родного языка.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Изучение ногайского языка и литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие речевой ,языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции.
Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности(говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция- владение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими ,лексическими ,грамматическими)в соответствии с темами, сферами и ситуациями
общения, отобранными для основной школы; освоение знаний языковых явлений изучаемого языка ,разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языках.
Компенсаторная компетенция-развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, для получения передачи информации.

Учебно-познавательная компетенция-дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения
языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Развитие и воспитание у школьника понимания важности изучения ногайского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации
и социальной адаптации; воспитание качеств настоящего гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Результаты обучения
Результаты обучения ногайскому языку и литературе в 7 классах изложены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»,который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода ;освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями, востребованными в
повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям национальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят учащиеся 7 классов.
Рубрика «Уметь» включает требования, направленные на творческий подход развития речи (расспрашивание, объяснение, изучение, описывание, сравнивание, анализирование и
оценивание, проведение самостоятельного поиска необходимой информации, умение ориентироваться в несложном тексте, делать краткие сообщения на ногайском языке)
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»представлены требования ,выходящие за рамки учебного процесса и
нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Структура и содержание курса
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
-соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования.
- эмоциональная ценность произведения,
- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на основе учащимися следующих
умений:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно – философскую, социально – историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественно-целое, с учетом его специфики;
- давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успеш-ности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформулированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о национальном
характере;
- видеть черты национального характера в героях сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народов эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характерные для народных сказок;

Личностные результаты (Основные направления воспитательной деятельности.
период до 2025 года)

из

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на

1.Гражданское воспитание включает:



формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;






развитие культуры межнационального общения;




развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;



разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов.

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;

2.Патриотическое воспитание предусматривает:

2.




формирование российской гражданской идентичности;



формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную
выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;




развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:




развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности ксознательному выбору добра;

3.



развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе клицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;




содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных.

Эстетическое воспитание предполагает:



приобщение к уникальному российскому
театральному и кинематографическому;







создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

культурному

наследию,

в

том

числелитературному, музыкальному, художественному,

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих вРоссийской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народноготворчества.

4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
включает:

5.

6.




формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровомобразе жизни;



развитие культуры безопасной жизнедеятельности,
вредных привычек;

формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиямфизической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;
профилактику наркотической

иалкогольной зависимости, табакокурения и других

Трудовое воспитание реализуется посредством:




воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;



развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий;



содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к
разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

Экологическое воспитание включает:




развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого
отношения к действиям, приносящим вред экологии.

7.

Ценности научного познания подразумевает:




содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС
VII КЛАССА
I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и
деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать
повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека,
процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и
четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Критерии оценивания.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написанааккуратно, в соответствии с
требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но
допущены небольшие отклонения от
норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильноенаписание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующегопредложения записано с заглавной
буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте
считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются
следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Оценка "3" ставится, если ученик
правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством
грамматическихзаданий.
Изложения и сочинения Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы,
отсутствие фактических ошибок, богатство
словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1-2 исправления. Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:3
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются не значительные
нарушения последовательности изложения
мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки. Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беденсловарь;

- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок. Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок. Контрольное списывание

Оценка" 5 " ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление. Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление. Оценка "2" ставится:имеется 3 ошибки и 12 исправления
Критерии оценивания по родной литературе.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующимиосновными критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями прианализе произведений, изучаемых в классе и

прочитанных самостоятельно.
5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеямиэпохи.
6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность
чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение
пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих
выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточноглубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать
текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения; о знании основных вопросовтеории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных
навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободноевладение монологической речью, ряд недостатков в композиции
и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных
теоретико-литературных понятий; слабоевладение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных
программой; неумениепостроить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Родной язык (68 часов)
Содержание

Дом. задание

№
п.п

Колво
часов
по
теме

Тип урока

Дата
План

Упр.3
Повторить
орфограммы
Составить
предложения
Упр.7

1
1

закрелл.
закрепл.

05.09
10.09

1

закрепл.

12.09

4

Язык как средство общения.
Повторение существительных и
прилагательных.
Повторение числительных,
,местоимений,наречий.
Контрольный диктант «Осенью»

1

диктант

17.09

5

Работа над ошибками.

Повторить тему
«Глагол»

1

закрепл.

19.09

24.09
26.09

1
2
3

Факт

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
6
7

Глагол, словоизменение глагола.
Р.р. Изложение «Тал терек».

П.1,упр.11
Составить
предложения

1
1

8

Работа над ошибками.

Упр.14

1

9
10
11
12

Настоящее время глагола.
Глаголы в прошедшем времени.
Глаголы в будущем времени.
Образование отрицательной и вопросительной формы глагола.
Непроизводные и производные
глаголы.
Контрольный диктант на
тему:«Пырей» (Актамыр.)
Анализ диктанта.

П.2,упр.18
П.3,упр.22
П.4,упр.24
Упр.27

1
1
1
1

комбин.
подготовка
к изложению
напис.
излож.
комбин
комбин
комбин
комбин

Повторение

1

закрепл

17.10

П.6,упр.39

1

диктант

22.10

П.7,упр.41

1

анализ

24.10

13
14
15

01.10
03.10
08.10
10.10
15.10

.

16

Вспомогательные глаголы.

17

Глаголы изъявительного
наклонения.
Глаголы изъявительного наклонения
в прошедшем времени.
Глаголы изъявительного наклонения
в настоящем времени

18
19

Составить
предложения
Упр.44

1

Комбин.

29.10

1

Комбин.

07.11

П.8,упр.47

1

комбин

12.11

1

комбин

14.11

П.9,упр.50
Упр.54

1

комбин

19.11

Упр.59

1

изложение

21.11

22

Глаголы изьявительного наклонения
в будущем времени
Р.р. Изложение на тему:«Оживление
природы».
Работа над ошибками.

Повторение

1

анализ

26.11

23

Повелительное наклонение глагола.

Повторить
орфограммы

1

комбин

28.11

24
25

Условное наклонение глагола.
Морфологический разбор слова.

П.10,упр.64
П.11,упр.67

1
1

комбин.
комбин

03.12
05.12

26

Причастие. П. 14. в настоящем,
прошедшем времени.
Причастие в будущем времени.

Разбор слов

1

комбин

10.12

Повторить
орфограммы
П.12,упр.73
П.13,Упр.77

1

закрепл

12.12

1
1

комбин

17.12
19.12

П.1415,упр.81,85
П.16,упр.91
П.17,упр.97
Упр.99

1

комбин

24.12

1
1
1

анализ
комбин
сочинение

26.12
14.01
16.01

П .1-10
повторить

1

анализ

21.01

Составить
предложения

1

комбин

23.01

20
21

27

34

Переход причастия в существительные.
Имя действия. П. 12
.Контрольный диктант на тему:
«Зимой».
Работа над ошибками.
Причастный оборот.
Р.р. Сочинение на тему :
«Интересное рядом».
Работа над ошибками.

35

Морфологический разбор причастия.

28
29
30
31
32
33

36
37

Контрольный диктант «В лесу»

38

Деепричастие п.18.

39

Форма деепричастий на: -ып.-ип,-п,а.-е-,й.
Форма деепричастия на : -ганлай, генлей, -канлай,-кенлей.
Деепричастный оборот.

40
41

РНО

Повторить
орфограммы
П.11-17
повторить
П.18,упр.101

2

комбин

1

28.01
30.01

04.02

1

комбин

06.02

П.19,упр.104
П.20,упр.110

1

комбин

11.02

П.21,упр.113

1

комбин

13.02

Подготовка
к
изложению
Написание
изложения

18.02

42

Р.р. Подготовка к изложению «Почто
вый голубь».

П.22,упр.117

1

43

Р.р. Написание изложения.

П.18-22
повторить

1

44

Работа над ошибками.

П.23,упр.122,132

1

комбин

25.02

45
46

П.24,упр140
П.25,упр.143

1
1

комбин
комбин

27.02
04.03

47

Союзы и союзные слова.
Сочинительные и подчинительные
союзы.
Р.р. Сочинение на тему: «Мой друг».

Упр.146

1

сочин

06.03

48

РНО

Повторение
п.22-25

1

анализ

11.03

49

П.26,упр.149

1

комбин

13.03

50

Правописание сочинительных
союзов: -да,-де ,-та. –те.
Контрольный диктант «Асантай»

1

диктант

18.03

51

Анализ диктанта.

Составить
предложения
Повторение

1

комбин

20.03

52

Послеслоги.

Повторение

1

комбин

01.04

20.02

53
54
55

Правописание послеслогов:-ман. –
мен, -пан,-пен.
Р.р. Сочинению на тему:«Моё
любимое время года».
РНО

П.27,упр.153

1

Упр.156

1

Повторение
п.26-27

1

03.04
комбин

08.04

анализ

10.04

56

Частицы п.28.

П.28,упр.159

1

комбин.

15.04

57
58

Правописание частиц.
Контрольный диктант «Лето в
тундре».
Работа над ошибками.

П.29,упр.163
Упр.167

1
1

комбин
диктант

17.04
22.04

Упр.170
Упр.178

2

закрепл

24 .04

Упр.180 (устно)
Упр.182

1
1

комбин
изложение

29.04
06.05
08.05

Упр.185

1

комбин

13.05

Упр.190

1

комбин

15.05

Упр.192
Упр.195

1
1
2

диктант
комбин
комбин

20.05
22.05
27.05
29.05

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Междометия.
Правописание междометий.
Р.р. Изложение на тему: «Кылыплы
туьлки».
Работа над ошибками.
Причастие в настоящем ,
прошедшем, будущем времени.
Контрольный срез.
Работа над ошибками.
Повторительно-обобщающие уроки.

Родная литература (34 часа)
№
п/п
1

2

3

4
5
6

7

8

9
10

11

Содержание
Вводный урок. Устная народная поэзия. Халк
авызлама поэзиясы эм онынъ иштелик
маьнеси.
Колыбельная песня. Бесик йыры.
Судьба матери и ребенка в колыбельной
песне. Анадынъ эм баладынъ бактылары
бесик йырларда.
«Песня о волке». Боьри йыры.
Вн. чт. Из устной народной поэзии. Халк
авызлама поэзиясыннан.
Р. р. Сочинение на тему: «Отражение жизни
ногайского народа в устной народной
поэзии».
Р. р. Сочинение «Халк авызлам а йырларда
ногай халктынъ аьвелги яшавы».
РНО
Из литературы 30-60-ых годов
30-60-ншы йыллардынъ ногай адабияты
Жизнь и творчество М. Курманалиева. М.
Курманалиевтинъ яшав йолы эм
яратувшылыгы.
Идейное содержание стихотворения М.
Курманалиева «Дружба».
М. Курманалиевтинъ «Дослык» деген
ятлавынынъ маьнеси.
Тестирование по пройденным разделам.
Тема нравственности в рассказе Б. Аджигельдиева «Фарфоровая пиала».
Б. Аджигельдиевтинъ «Шынъ аяк» деген
хабарында эдаплык темасы.
С. Капаев. Поэма «Её любовь – памяти
народной». С. Капаевтинъ «Суьюви калды
халкында» деген поэмасы.

Дом. задание

Кол-во
часов
по теме
1

Тип
урока

Дата
План

комбин

03.09

Выучить
колыбельную
песню.
Анализ
прочитанного

1

комбин

10.09

1

комбин

17.09

Выразительн
ое чтение
Подгот. к
сочинению
Подобрать
песни

1

комбин

24.09

1

комбин

01.10

1

сочинение

08.10

Пересказ
прочитанного

1

анализ

15.10

Выучить
стихотворени
е

1

комбин

22.10

1
1

комбин
комбин

29.10
12.11

1

комбин

19.11

Выучить
лекцию.

Пересказ
прочитанного
Выучить
отрывок

Факт

12

13
14
15
16
17
18
19

20
21

22
23
24
25
26
27

28

Мужество и героизм Крымхан Мижевой в
поэме С. Капаева «Её любовь – в памяти
народной». С. Капаевтинъ «К. Мижевадынъ
йигитлиги эм баьтирлиги».
Р. р. Сочинение на тему : «Имя её
бессмертно». «Аты онынъ мутылмас».
РНО
Вн. чт. С. Капаева «Слово – совесть
человека». («Соьз – аьдемнинъ намысы»)
Тестирование по проойденным разделам.

Анализ
прочитанного

анализ

1

комбин

26.11

1

комбин

03.12

1
1

комбин
комбин

10.12
17.12

1

24.12

Тема и идея поэмы С. Капаева «Её любовь в
памяти народной».
М. Киримов «Вот это работа». («Мине бу экен
куллык»)
Образ матери в рассказе. М. Киримовтынъ
«Мине бу экен куллык» деген хабарында
анадынъ келбети.
Вн. чт. Б. Карасов «Сердце матери».
(«Анадынъ юреги»).
Высмеивание человеческих пороков в
стихотворении С. Заляндина «Последняя
неделя Сылтавбека». (Ятлавда лирикалык
геройдынъ келбети)
Лирический герой в стихотворении А.Киреева
«Мечта».
Судьба Канбийке в рассказе К. Оразбаева
«Большая радость»
Нравственные вопросы в рассказе И. Капаева
«Сверло». (Эдаплык). Хар-ка главного героя
Своеобразие детского мира в рассказе Е.
Булатуковой «Жучок Рахмета»
Тестирование по пройденным разделам.

1

контро
ль.
комбин

1

комбин

21.01

1

комбин

28.01

1

комбин

04.02

1

комбин

11.02

1

комбин

18.02

1

комбин

25.02

1

комбин

04.03

1

комбин

11.03

1

18.03

Воспитательное значение сказки Е. Булатуковой «Балобень». (Эрке)Образная
характеристика Казгерея.
Вн. чт. Е. Булатукова «Златовласовая».
(Алтыншаш)

1

контро
ль
комбин

1

комбин

15.04

14.01

08.04

29
30
31

32
33
34

Композиционное построение новеллы А.
Сикалиева «Вы не поверите».
Образ Шал – Кийиза в статье А. М. Сикалиева
«Древо познания». (Ясыл – ала байтерек).
Р. р. Сочинение на тему:«Мой любимый
литературный образ». (Мага яраган адабият
келбет)
РНО
Внутренний мир героя в стихотворении М.
Авезова «Настроение».
Обобщающий урок. Зачёт.

1

комбин

22.04

1

комбин

29.04

1

сочине
ние

06.05

1
1

комбин

13.05
20.05

1

закрепл

27.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(905) 6327833

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».