2022-2023уч.г. Рабочая программа «Ногайский язык и литература» 7 класс Пояснительная записка Изучение любого языка имеет огромное значение в жизни как отдельно взятого человека, так и в жизни общества в целом, т. к. человек-это составляющая часть любого общества. Знание же родного (ногайского) языка играет огромную роль в жизни народов нашей многонациональной республики , т. к. она преследует цели сближения и сплочения народов, живущих в Дагестане, взаимопроникновения их культур. Владение своим языком воспитывает уважительное отношение к своим истокам, гордость за свой народ. Знание языка предполагает почтительное отношение к самобытности другого нарда, к его культуре, языку, традициям, в конечном счете, способствуя упрочению дружбы народов, соседствующих на сказочной земле наших предков, которые всегда учили молодое поколение терпеливому, толерантному отношению к другому языку, нравам. Данная программа рассчитана на обучение родному (ногайскому)языку учащихся 7 классов многонациональных школ. Она преследует основные содержательные линии Основные содержательные линии Первая содержательная линия- коммуникативные умения, вторая- языковые знания и навыки оперирования ими, третья- социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые отражают результат овладения ногайским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство уч. предмета «Ногайский язык». Цели обучения В процессе изучения ногайского языка реализуются следующие цели: Формирование умений общаться на ногайском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письма; Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти ,воображения школьника; мотивации к дальнейшему овладению ногайским языком; Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на ногайском языке; Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием ногайского языка: знакомство школьников с миром сверстников, с детским фольклором и доступными образцами ногайской худ. литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей; Формирование речевых ,интеллектуальных и познавательных способностей школьников. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений –звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на ногайском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствие с решаемой учебной задачей; умение пользоваться двуязычным словарем учебника и др. Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать- перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь- владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, кот-ми ученик может пользоваться во внеучебной деятельность- использовать приобретение знаний и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Предметное содержание речи Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии).Любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/ комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья(имя ,возраст, внешность, характер, увлечения ,семья).Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день(в зоопарке, цирке), каникулы. Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы. Родная страна (общие сведения, названия, столица, крупные города),литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора(стихи, песни, сказки). Языковые знания и навыки(практическое усвоение). Графика и орфография Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь. Фонетическая сторона речи Адекватное произношение и различие на слух всех звуков и основных звукосочетаний ногайского языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных ,ударение в слове, особенно в сложных словах и в предложении; интонация утвердительного, вопросительного(с вопросительным словом и без него) и побудительного предложения.. Лексическая сторона речи Лексические единицы обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме для двустороннего усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие особенности культуры родного языка. Грамматическая сторона речи Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, простым именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В результате изучения ногайского языка ученик должен знать/понимать: алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка; основные правила чтения и орфографии изуч. языка; особенности интонации основных типов предложений; название страны, столицы, крупных городов, рек, озер и т.д.; имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений на ногайском языке; читать наизусть рифмованные произведения детского ногайского фольклора; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность; участвовать в элементарном этикетном диалоге(знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); Расспрашивать собеседника, задавая вопросы(Кто? что? где? когда?) и отвечать на них; Кратко рассказывать о себе, своей семье ,друге; Составлять небольшие описания предмета ,картинки(о природе, о школе)по образцу; Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; При чтении про себя понимать основное содержание небольших текстов(не более 0,5 стр.),посильных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; Списывать текст на ногайском языке ,выписывая из него и(или) вставлять в него в соответствии с решаемой учебной задачей; Писать краткое поздравление(с днем рождения, с Новым годом)с опорой на образец; Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Устного общения с носителями ногайского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения с представителями других национальностей; Преодоление психологических барьеров в использовании ногайского языка как средства общения; Более глубокого сознания некоторых особенностей родного языка. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Изучение ногайского языка и литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: Развитие речевой ,языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции. Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности(говорении, аудировании, чтении, письме). Языковая компетенция- владение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими ,лексическими ,грамматическими)в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний языковых явлений изучаемого языка ,разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языках. Компенсаторная компетенция-развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, для получения передачи информации. Учебно-познавательная компетенция-дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Развитие и воспитание у школьника понимания важности изучения ногайского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств настоящего гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Результаты обучения Результаты обучения ногайскому языку и литературе в 7 классах изложены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»,который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода ;освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям национальной культуры. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят учащиеся 7 классов. Рубрика «Уметь» включает требования, направленные на творческий подход развития речи (расспрашивание, объяснение, изучение, описывание, сравнивание, анализирование и оценивание, проведение самостоятельного поиска необходимой информации, умение ориентироваться в несложном тексте, делать краткие сообщения на ногайском языке) В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»представлены требования ,выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Структура и содержание курса В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии: -соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования. - эмоциональная ценность произведения, - опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития. Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев: -национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению; - способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся; - психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на основе учащимися следующих умений: - видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; - определять этическую, нравственно – философскую, социально – историческую проблематику произведения; - воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности; - воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественно-целое, с учетом его специфики; - давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения; - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; - выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов; - выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успеш-ности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформулированность следующих умений: На необходимом (базовом) уровне: - осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о национальном характере; - видеть черты национального характера в героях сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народов эпоса; - выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; - пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характерные для народных сказок; Личностные результаты (Основные направления воспитательной деятельности. период до 2025 года) из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 1.Гражданское воспитание включает: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов. формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 2.Патриотическое воспитание предусматривает: 2. формирование российской гражданской идентичности; формирование умения ориентироваться в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности ксознательному выбору добра; 3. развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе клицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. Эстетическое воспитание предполагает: приобщение к уникальному российскому театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; культурному наследию, в том числелитературному, музыкальному, художественному, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих вРоссийской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народноготворчества. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает: 5. 6. формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровомобразе жизни; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, вредных привычек; формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиямфизической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; профилактику наркотической иалкогольной зависимости, табакокурения и других Трудовое воспитание реализуется посредством: воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание включает: развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. 7. Ценности научного познания подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и: - производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; - составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами. По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Критерии оценивания. Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написанааккуратно, в соответствии с требованиями письма. Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно. Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильноенаписание словарных слов. За ошибку в диктанте не считаются: • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующегопредложения записано с заглавной буквы; • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: • два исправления; • две пунктуационные ошибки; • повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: • повторение одной и той же буквы в слове; • недописанное слово; • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; • дважды записанное одно и то же слово в предложении.Грамматические задания Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий. Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматическихзаданий. Изложения и сочинения Оценка "5" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности); б) грамотность: - нет орфографических и пунктуационных ошибок; - допускается 1-2 исправления. Оценка "4" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению:3 - правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются не значительные нарушения последовательности изложения мыслей; - имеются отдельные фактические и речевые неточности; - допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: - две орфографические и одна пунктуационная ошибки. Оценка "3" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - допущены отклонения от авторского текста; - отклонение от темы; - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; - беденсловарь; - имеются речевые неточности; - допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;б) грамотность: - 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок. Оценка "2" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - работа не соответствует теме; - имеются значительные отступления от авторской темы; - много фактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - во всех частях работы отсутствует связь между ними; - словарь беден; - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;б) грамотность: - более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок. Контрольное списывание Оценка" 5 " ставится: - нет ошибок и исправлений; - работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.Оценка "4" ставится: - имеется 1 ошибка и одно исправление. Оценка "3" ставится: - имеется 3 ошибки и одно исправление. Оценка "2" ставится:имеется 3 ошибки и 12 исправления Критерии оценивания по родной литературе. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующимиосновными критериями в пределах программы данного класса: 1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения. 2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения. 4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями прианализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно. 5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеямиэпохи. 6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. В соответствии с этим: Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью. Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточноглубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросовтеории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободноевладение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабоевладение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумениепостроить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения. Родной язык (68 часов) Содержание Дом. задание № п.п Колво часов по теме Тип урока Дата План Упр.3 Повторить орфограммы Составить предложения Упр.7 1 1 закрелл. закрепл. 05.09 10.09 1 закрепл. 12.09 4 Язык как средство общения. Повторение существительных и прилагательных. Повторение числительных, ,местоимений,наречий. Контрольный диктант «Осенью» 1 диктант 17.09 5 Работа над ошибками. Повторить тему «Глагол» 1 закрепл. 19.09 24.09 26.09 1 2 3 Факт ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 6 7 Глагол, словоизменение глагола. Р.р. Изложение «Тал терек». П.1,упр.11 Составить предложения 1 1 8 Работа над ошибками. Упр.14 1 9 10 11 12 Настоящее время глагола. Глаголы в прошедшем времени. Глаголы в будущем времени. Образование отрицательной и вопросительной формы глагола. Непроизводные и производные глаголы. Контрольный диктант на тему:«Пырей» (Актамыр.) Анализ диктанта. П.2,упр.18 П.3,упр.22 П.4,упр.24 Упр.27 1 1 1 1 комбин. подготовка к изложению напис. излож. комбин комбин комбин комбин Повторение 1 закрепл 17.10 П.6,упр.39 1 диктант 22.10 П.7,упр.41 1 анализ 24.10 13 14 15 01.10 03.10 08.10 10.10 15.10 . 16 Вспомогательные глаголы. 17 Глаголы изъявительного наклонения. Глаголы изъявительного наклонения в прошедшем времени. Глаголы изъявительного наклонения в настоящем времени 18 19 Составить предложения Упр.44 1 Комбин. 29.10 1 Комбин. 07.11 П.8,упр.47 1 комбин 12.11 1 комбин 14.11 П.9,упр.50 Упр.54 1 комбин 19.11 Упр.59 1 изложение 21.11 22 Глаголы изьявительного наклонения в будущем времени Р.р. Изложение на тему:«Оживление природы». Работа над ошибками. Повторение 1 анализ 26.11 23 Повелительное наклонение глагола. Повторить орфограммы 1 комбин 28.11 24 25 Условное наклонение глагола. Морфологический разбор слова. П.10,упр.64 П.11,упр.67 1 1 комбин. комбин 03.12 05.12 26 Причастие. П. 14. в настоящем, прошедшем времени. Причастие в будущем времени. Разбор слов 1 комбин 10.12 Повторить орфограммы П.12,упр.73 П.13,Упр.77 1 закрепл 12.12 1 1 комбин 17.12 19.12 П.1415,упр.81,85 П.16,упр.91 П.17,упр.97 Упр.99 1 комбин 24.12 1 1 1 анализ комбин сочинение 26.12 14.01 16.01 П .1-10 повторить 1 анализ 21.01 Составить предложения 1 комбин 23.01 20 21 27 34 Переход причастия в существительные. Имя действия. П. 12 .Контрольный диктант на тему: «Зимой». Работа над ошибками. Причастный оборот. Р.р. Сочинение на тему : «Интересное рядом». Работа над ошибками. 35 Морфологический разбор причастия. 28 29 30 31 32 33 36 37 Контрольный диктант «В лесу» 38 Деепричастие п.18. 39 Форма деепричастий на: -ып.-ип,-п,а.-е-,й. Форма деепричастия на : -ганлай, генлей, -канлай,-кенлей. Деепричастный оборот. 40 41 РНО Повторить орфограммы П.11-17 повторить П.18,упр.101 2 комбин 1 28.01 30.01 04.02 1 комбин 06.02 П.19,упр.104 П.20,упр.110 1 комбин 11.02 П.21,упр.113 1 комбин 13.02 Подготовка к изложению Написание изложения 18.02 42 Р.р. Подготовка к изложению «Почто вый голубь». П.22,упр.117 1 43 Р.р. Написание изложения. П.18-22 повторить 1 44 Работа над ошибками. П.23,упр.122,132 1 комбин 25.02 45 46 П.24,упр140 П.25,упр.143 1 1 комбин комбин 27.02 04.03 47 Союзы и союзные слова. Сочинительные и подчинительные союзы. Р.р. Сочинение на тему: «Мой друг». Упр.146 1 сочин 06.03 48 РНО Повторение п.22-25 1 анализ 11.03 49 П.26,упр.149 1 комбин 13.03 50 Правописание сочинительных союзов: -да,-де ,-та. –те. Контрольный диктант «Асантай» 1 диктант 18.03 51 Анализ диктанта. Составить предложения Повторение 1 комбин 20.03 52 Послеслоги. Повторение 1 комбин 01.04 20.02 53 54 55 Правописание послеслогов:-ман. – мен, -пан,-пен. Р.р. Сочинению на тему:«Моё любимое время года». РНО П.27,упр.153 1 Упр.156 1 Повторение п.26-27 1 03.04 комбин 08.04 анализ 10.04 56 Частицы п.28. П.28,упр.159 1 комбин. 15.04 57 58 Правописание частиц. Контрольный диктант «Лето в тундре». Работа над ошибками. П.29,упр.163 Упр.167 1 1 комбин диктант 17.04 22.04 Упр.170 Упр.178 2 закрепл 24 .04 Упр.180 (устно) Упр.182 1 1 комбин изложение 29.04 06.05 08.05 Упр.185 1 комбин 13.05 Упр.190 1 комбин 15.05 Упр.192 Упр.195 1 1 2 диктант комбин комбин 20.05 22.05 27.05 29.05 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Междометия. Правописание междометий. Р.р. Изложение на тему: «Кылыплы туьлки». Работа над ошибками. Причастие в настоящем , прошедшем, будущем времени. Контрольный срез. Работа над ошибками. Повторительно-обобщающие уроки. Родная литература (34 часа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Содержание Вводный урок. Устная народная поэзия. Халк авызлама поэзиясы эм онынъ иштелик маьнеси. Колыбельная песня. Бесик йыры. Судьба матери и ребенка в колыбельной песне. Анадынъ эм баладынъ бактылары бесик йырларда. «Песня о волке». Боьри йыры. Вн. чт. Из устной народной поэзии. Халк авызлама поэзиясыннан. Р. р. Сочинение на тему: «Отражение жизни ногайского народа в устной народной поэзии». Р. р. Сочинение «Халк авызлам а йырларда ногай халктынъ аьвелги яшавы». РНО Из литературы 30-60-ых годов 30-60-ншы йыллардынъ ногай адабияты Жизнь и творчество М. Курманалиева. М. Курманалиевтинъ яшав йолы эм яратувшылыгы. Идейное содержание стихотворения М. Курманалиева «Дружба». М. Курманалиевтинъ «Дослык» деген ятлавынынъ маьнеси. Тестирование по пройденным разделам. Тема нравственности в рассказе Б. Аджигельдиева «Фарфоровая пиала». Б. Аджигельдиевтинъ «Шынъ аяк» деген хабарында эдаплык темасы. С. Капаев. Поэма «Её любовь – памяти народной». С. Капаевтинъ «Суьюви калды халкында» деген поэмасы. Дом. задание Кол-во часов по теме 1 Тип урока Дата План комбин 03.09 Выучить колыбельную песню. Анализ прочитанного 1 комбин 10.09 1 комбин 17.09 Выразительн ое чтение Подгот. к сочинению Подобрать песни 1 комбин 24.09 1 комбин 01.10 1 сочинение 08.10 Пересказ прочитанного 1 анализ 15.10 Выучить стихотворени е 1 комбин 22.10 1 1 комбин комбин 29.10 12.11 1 комбин 19.11 Выучить лекцию. Пересказ прочитанного Выучить отрывок Факт 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Мужество и героизм Крымхан Мижевой в поэме С. Капаева «Её любовь – в памяти народной». С. Капаевтинъ «К. Мижевадынъ йигитлиги эм баьтирлиги». Р. р. Сочинение на тему : «Имя её бессмертно». «Аты онынъ мутылмас». РНО Вн. чт. С. Капаева «Слово – совесть человека». («Соьз – аьдемнинъ намысы») Тестирование по проойденным разделам. Анализ прочитанного анализ 1 комбин 26.11 1 комбин 03.12 1 1 комбин комбин 10.12 17.12 1 24.12 Тема и идея поэмы С. Капаева «Её любовь в памяти народной». М. Киримов «Вот это работа». («Мине бу экен куллык») Образ матери в рассказе. М. Киримовтынъ «Мине бу экен куллык» деген хабарында анадынъ келбети. Вн. чт. Б. Карасов «Сердце матери». («Анадынъ юреги»). Высмеивание человеческих пороков в стихотворении С. Заляндина «Последняя неделя Сылтавбека». (Ятлавда лирикалык геройдынъ келбети) Лирический герой в стихотворении А.Киреева «Мечта». Судьба Канбийке в рассказе К. Оразбаева «Большая радость» Нравственные вопросы в рассказе И. Капаева «Сверло». (Эдаплык). Хар-ка главного героя Своеобразие детского мира в рассказе Е. Булатуковой «Жучок Рахмета» Тестирование по пройденным разделам. 1 контро ль. комбин 1 комбин 21.01 1 комбин 28.01 1 комбин 04.02 1 комбин 11.02 1 комбин 18.02 1 комбин 25.02 1 комбин 04.03 1 комбин 11.03 1 18.03 Воспитательное значение сказки Е. Булатуковой «Балобень». (Эрке)Образная характеристика Казгерея. Вн. чт. Е. Булатукова «Златовласовая». (Алтыншаш) 1 контро ль комбин 1 комбин 15.04 14.01 08.04 29 30 31 32 33 34 Композиционное построение новеллы А. Сикалиева «Вы не поверите». Образ Шал – Кийиза в статье А. М. Сикалиева «Древо познания». (Ясыл – ала байтерек). Р. р. Сочинение на тему:«Мой любимый литературный образ». (Мага яраган адабият келбет) РНО Внутренний мир героя в стихотворении М. Авезова «Настроение». Обобщающий урок. Зачёт. 1 комбин 22.04 1 комбин 29.04 1 сочине ние 06.05 1 1 комбин 13.05 20.05 1 закрепл 27.05