МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки республики Дагестан МР "Кизлярский район" МКОУ "Сангишинская ООШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО начальных классов Зам. директора по УВР И.о. директора ________________________ ________________________ ________________________ Юлушева А.М. Протокол №1 от «01» 09 2023 г. Ашакаева Х.К. Приказ № 20 от «01» 09 2023 г. Тамбулатова А.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по углубленному изучению образовательной программы по математике во 2 классе Сангиши 2023 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время особую актуальность приобретает проблема совершенствования образовательного процесса, которая тесно связана с построением содержания школьного курса математики. Объём основной учебной нагрузки не позволяет учителю уделять внимание материалу, направленному на саморазвитие творческого потенциала учащихся, создавать полноценные условия для их самореализации в процессе продуктивной деятельности. Данная программа направлена на решение практической задачи – воспитание человека, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление. Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Актуальность и перспективность. Ценность программы заключается в том, что Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание данной учебной программы строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач и 3 заданий не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи и задания, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Цели: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе; воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубленного изучения математики. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Курс призван способствовать решению следующих задач: учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету; обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике. Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедические сведения в математических заданиях, задания с природоведческим и историческим сюжетом, позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет 4 даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны: уроки - исследования, ролевые игры, уроки - путешествия, уроки -праздники, уроки - сказки, устные журналы. практические работы - изготовление наглядных пособий по математике. игры (интерес и игра вот средства, которые способны организовать детей, на активную умственную деятельность, приобщить его к творческой работе на уроке). обсуждение заданий по дополнительной литературе. доклады учеников. составление рефератов. экскурсии. II. Общая характеристика Особенности организации учебного процесса. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. 5 На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач и заданий любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения заданий или решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи и задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. 6 Формы и методы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа. Методы контроля: презентация, тестирование. Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровье сберегающие технологии. III. Содержание. Программа включает следующие разделы: "Общие понятия", "Элементы истории математики", "Числа и операции над ними","Занимательность", "Геометрические фигуры и величины". Раздел программы "Общие понятия" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Раздел программы "Элементы истории математики" расширяет и углубляет знания программного материала, знакомит учащихся с некоторыми общими идеями современной математики, раскрывает приложения математики в практике. 7 Раздел программы "Числа и операции над ними" составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач. Раздел программы "Занимательность" состоит из разнотипных упражнений "занимательного" характера, опирающихся на догадку и непосредственные физические действия (эксперимент) иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел и дробных чисел. Раздел программы "Геометрические фигуры и величины" направлен на изучения величин и для развития пространственных представлений учащихся. На занятиях рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, подобрана система упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей. 1V. Планируемые результаты. В результате обучающиеся: научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки; научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения текстовых задач; 8 познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей; приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану (алгоритму, по программе действий) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 9 В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. 10 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметными результатами во 2 классе являются следующие: Обучающиеся научатся: • вести счет десятками и сотнями; • различать термины «число» и «цифра»; • распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами; • читать и записывать все однозначные, двузначные и трехзначные числа; • записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =); • изображать числа на числовом луче; • использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»; • находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу; • воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел; 11 • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения; • применять правило вычитания суммы из суммы; • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей; • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах двух, трех разрядов; • находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания; • выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания; • применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней; • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; • определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов; • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см); • использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах; • распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины; 12 • измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер); • устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам; • распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое); • строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели; • решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …»; • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения); • формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной; • читать и заполнять строки и столбцы таблицы. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе; • пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков; • понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»; • понимать термин «числовая последовательность»; • воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы; • понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания); • записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения; • понимать бесконечность прямой и луча; 13 • понимать характеристическое свойство точек окружности и круга; • использовать римские цифры для записи веков и различных дат; • оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»; • понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью; • рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи; • моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения; • использовать табличную форму формулировки задания. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Поурочное планирование 14 2 класс № Тема занятия п/п 1 Логические цепочки Содержание занятия Знакомство с принципом построения логической цепочки. Завершение логических цепочек и построение собственных. Понятие о принципе классификации. Выполнение заданий на классификацию. 2 Классификация предметов 3 Занимательная геометрия: точка, прямая и кривая линии Магические квадраты 4 5 6 Танграм Ребусы предлогами 7 Ребусы с числами 8 Кто лишний? УУД Знакомство с понятиями «точка», прямая» и «кривая линии». Принцип построения. Заполнение магических квадратов. Построение собственных магических квадратов. Решение «китайских» головоломок с Обучение разгадыванию ребусов, содержащих предлоги. Разгадывание ребусов, содержащих числа. Выполнение заданий на сравнение и обобщение. Нахождение лишнего числа и фигуры. 15 Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. Логические УУД: -анализ с целью выделения существенных признаков; Логические УУД: анализ, синтез, доказательство Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция Личностные: - нравственно-этическое оценивание Познавательные: -формулирование цели, поиск информации -анализ с целью выделения признаков; План 02. 09. 09. 09. 16. 09. 23. 09. 30. 09. 07. 10. 14. 10. 21. 10. Факт 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Задания со Выполнение заданий со счетными счетными палочками. палочками Шифровальщики Расшифровка слов с использованием математических выражений. Зоркий глаз Выполнение заданий на сравнение чисел, фигур, математических выражений. Задачи о Решение и составление задач с сказочных героях участием сказочных героев. - синтез как составление целого из частей; - выбор оснований и критериев для сравнения; - доказательство; -установление причинноследственных связей; - построение логической цепи рассуждений Личностные: - нравственно-этическое оценивание с Решение и составление примеров с Познавательные: окошками. Д -формулирование цели, я Решение и составление поиск информации математических загадок о Регулятивные: -целеполагание; задуманном числе. 28. 10. Примеры окошками Какое число задумал? 02. 12. Задачи комбинаторного типа Решение задач комбинаторного типа Коммуникативные УУД: при помощи графов и отрезков. - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; Рисунки по Решение и составление рисунков по Логические УУД: клеточкам клеточкам - анализ; Счёт удобным Решение и составление примеров на - синтез; способом сложение нескольких слагаемых - сравнение; - доказательство; удобным способом Нестандартные Решение и составление -установление причинно16 10. 11. 17. 11. 24. 11. 09. 12. 16. 12. 23. 12. 30. 12. 13. 01. 20. 01. задачи 20 21 22 Занимательная геометрия: сети линий, путь Буквы латинского алфавита. Прямые и обратные операции 23 Числовые лабиринты 24 Римская нумерация 25 Круговые выражения. Игра «Математическое домино» Площадь составной фигуры 26 27 Цепочки примеров нестандартных задач с следственных связей использованием схем, чертежей и рисунков. Решение и составление задач на сети линий, путь. 27. 01. Знакомство с буквами латинского алфавита Знакомство с понятием «операция» в математике. Выполнение и составление заданий на прямые и обратные операции. Знакомство с принципом составления числовых лабиринтов. Решение и составление числовых лабиринтов. Знакомство с римской нумерацией. Решение и составление выражений с использованием римской нумерации. Знакомство с понятием «круговые» выражения. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли; - разрешение конфликтов. 03. 02. Личностные: - нравственно-этическое оценивание 17. 02. Решение и составление задач на нахождение площади фигуры, составленной из нескольких частей. Знакомство с принципом составления цепочки примеров. Познавательные: -формулирование цели, поиск информации Регулятивные: -целеполагание; 17 10. 02. 24. 02. 02. 03. 09. 03. 16. 03. 28 29 30 31 32 33 34 Занимательная геометрия. Виды углов. Сторона и вершина многоугольника. Блиц-турнир. Решение задач при помощи буквенного выражения. Окружность. Радиус. Диаметр. Площадь сложных фигур. Решение и составление цепочек -планирование; примеров. -коррекция; Знакомство с видами углов, -волевая саморегуляция понятием «сторона многоугольника», «вершина многоугольника». 23. 03. Решение и составление задач, которые решаются составлением буквенного выражения. 06. 04. Составление узоров из окружностей. 13. 04. Решение и проектирование задач на нахождение площади фигур, содержащих вырезанные внутри участки. Задания на Решение и составление заданий на развитие развитие восприятия (внимания, восприятия памяти). Дерево Решение и составление задач с возможностей использованием дерева возможностей. Интеллектуальный Защита и выбор самых удачных аукцион заданий, изготовленных учащимися для классной игротеки. 20. 04. Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волевая саморегуляция 27. 04. Личностные: - нравственно-этическое оценивание 25. 05. Список литературы 18 04. 05. 1.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – М: Просвещение 2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. – М:Просвещение, ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ Дополнительная литература для учителя и учащихся. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002. Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004 Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 . Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2004 г. 19 Наглядный материал макеты геометрических фигур Оборудование, приборы линейка циркуль таблица разрядов макеты геометрических фигур палочки Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Интернет ресурсы: http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия) http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал 20