МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Минобрнауки РД МР « Кизлярский район» МКОУ "Сангишинская ООШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО начальных классов Зам директора по УВР И.о.директора ________________________ ________________________ ________________________ Тамбулатова А.А. Протокол№1 от «29» 08 2023 г. Протокол№1 от «01» 09 2023 г. Юлушева А.М. Ашакаева Х.К. Приказ № 20 от «01» 09 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Общая характеристика программы. Программа направлена на углубленное изучение предмета «Математика», формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности. Содержание программы обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня, а также содержит задания, требующие продуктивной деятельности в процессе их выполнения. Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. Данная программа позволяет отрабатывать и углублять практические навыки учащихся по подготовке к проведению аттестационного тестирования, соответствующего новому образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы по математике. Содержание занятий способствуют развитию образного и логического мышления, воображения, формированию предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, углублению математических знаний, воспитанию интереса к математике, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Каждое задание строится так, чтобы побуждать ученика самостоятельно решать возникшие проблемы, используются разноуровневые задания. Построение процесса кружковой работы создаёт благоприятные условия для постоянного движения вперёд каждого ученика в самостоятельном обнаружении свойств, связей и закономерностей, содержащихся в изучаемом материале, способствует его глубокому пониманию. Цели: -углубление и расширение знаний по математике; -развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся; -сформировать начальные элементы конструкторского мышления. 1.2. Цели и задачи: Задачи: -углубить представления учащихся об использовании сведений из математики на практике; - расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы; - развивать пространственное воображение, используя геометрический материал. -развивать творческое, критическое, абстрактно – логическое мышление; - формировать умение выполнять задания повышенного уровня сложности; - способствовать гармоническому развитию детей, повышать их общую культуру и помогать успешному овладению материала; -выявить и развивать математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. 1.3.Нормативные 1. правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241); 3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования». 4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года) 1.4.Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания. Рабочая программа разработана на основе: 1. 2. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ на 2011-2015 годы (приказ по школе №133/1 от 31.08.2011 года); Литература: 1.Аргинская И.И. Сборник заданий по математике. 2. Арбатова Е.А. Математика для школьников в таблицах и схемах. 3. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Тетрадь по математике №1 и №2 для четвертого класса. 4. Интеллектуальный марафон. Сборник заданий. 5. Кандауров И.Н. Решаем задачи по математике. 6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 7. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы). 8. Логические игры и задачи на уроках математики/ Под ред. А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысенко и др. 1.5.Особенность программы. В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики.Особое внимание обращено на углубление математического материала. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение. 1.11. - Индивидуальный и фронтальный опрос - Индивидуальная работа по карточкам - Работа в паре, в группе. Формы контроля. а) объяснительно-иллюстративный, б) репродуктивный, в) проблемное изложение изучаемого материала, г) частично-поисковый, д) исследовательский метод. 1.13. 1.12. Методы изучения предмета. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения). Формы: групповая консультация Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Словесные, наглядные, практические. 1.1. 1.2. Стимулирование и мотивация интереса к учению. Индуктивные, дедуктивные. Репродуктивные, проблемно-поисковые. Самостоятельные, несамостоятельные. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: Стимулирование долга и ответственности в учении. 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ). Личностные результаты 1.Целостное восприятие окружающего мира, начальное представление об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний. 2.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации. 3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свой поступок, способность к рефлексивной самооценке. 4. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 6.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты Регулятивные: 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные:1.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 2.Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика». 3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1.Развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математической науке; 2. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображение и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. 3.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать нестандартные задачи. 4. Успешная самореализация в учебной деятельности; 5. Приобретение опыта самостоятельной и групповой работы в исследовательско-поисковой деятельности. 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета-математика. Основные разделы: 1.Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами» (7ч). Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами». Углубление материала по теме: «Округление чисел» «Нахождение значения суммы и значения разности при помощи округления слагаемых, уменьшаемого, вычитаемого». 2. Углубленное изучение элементов геометрии (8ч). Преобразование фигур на плоскости. Вычисление периметра сложных фигур. 3.Решение задач (11ч). Комбинаторные задачи. Нестандартные задачи. Задачи на логическое мышление. Углубленное изучение решения задач повышенной сложности. 4. Олимпиадные задания (5ч). «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями». «Правдивые и ложные высказывания». «Соответствие между элементами различных множеств». «Упорядочим множество – решим задачу». «Числовые головоломки». 5. Алгебраический материал (5ч). Решение сложных уравнений. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел Углубление материала по теме: многозначными числами». Количество часов «Действия с 7 Углубленное изучение элементов геометрии. Решение задач. 8 Содержание учебного материала Углубление материала по теме: «Округление чисел» «Нахождение значения суммы и значения разности при помощи округления слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого». Преобразование фигур на плоскости. Вычисление периметра сложных фигур. Нестандартные задачи. Задачи на логическое мышление. 11 Олимпиадные задания 5 «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями». «Правдивые и ложные высказывания». «Соответствие между элементами различных множеств». «Упорядочим множество – решим задачу». «Числовые головоломки». Алгебраический материал. 5 Решение сложных уравнений . 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Знать /понимать: - названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; - связь между компонентами и результатом каждого действия; - основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, - распределительное свойство умножения относительно сложения); - правила о порядке выполнения действий содержащих скобки и не содержащих их; - свойства сторон и углов прямоугольника и его частного случая квадрата; - о различных способах краткой записи задачи; - о различных способах оформления решения задач; - о рациональных и нерациональных способах решения задач; - об алгебраическом способе решения задачи; - о возможности классификации задач по заложенным в них отношениям; - о задачах, имеющих не одно решение; Уметь /применять: -составлять алгоритмы, блок-схемы программы с вопросами; - чертить изученные геометрические фигуры при помощи линейки и обозначать их буквами латинского алфавита; - находить периметр многоугольника, использовать рациональный способ решения; - выражать изученные величины, используя разные меры их измерения. - преобразовывать текст в задачу; - выделять составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения; - устанавливать идентичность задач, данных в разных формулировках, заменить сложную формулировку простой; - проанализировать задачу, начиная от ее вопроса, установить количество и порядок действий, обосновать выбор действий; - записывать решение задачи сложным выражением. -решать сложное уравнение; 5. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема раздела, урока п/п 1-2 Количество часов Дата проведения урока Углубление материала по теме: «Действия с многозначными числами» (7ч). 02.09Действия с многозначными числами. 2 09.09 16.0923.09 30.09-07.1014.110 3-4 Внетабличное умножения и деления чисел. 2 5-7 Округление чисел при сложении и вычитании. 3 8-9 Углубленное изучение элементов геометрии (8ч). 21.10«Преобразование геометрических фигур на плоскости 2 28.10 по заданной программе». 10-11 «Графическое моделирование». 2 12-13 2 16 17-18 Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников. Единицы длины. Вычисление периметра сложных фигур. Решение задач (11ч) Решение старинных задач. Решение задач повышенной сложности. 19-20 Решение задач с помощью уравнения. 2 21-22 Комбинаторные задачи. 2 14-15 Дата фактического проведения урока 11.1118.11 25.1102.12 2 09.1216.12 1 2 23.12 30.1213.01 20.0127.01 03.02- 23-24 25 26 27 28 29 30 Нестандартные задачи. 2 Задачи на логическое мышление. 1 Олимпиадные задания (5ч). «Цепочка логических рассуждений с арифметическими 1 вычислениями». «Правдивые и ложные высказывания». 1 «Соответствие между элементами различных 1 множеств». «Упорядочим множество – решим задачу». 1 «Числовые головоломки». 1 10.02 17.0224.02 02.03 09.03 16.03 23.03 06.04 13.04 Алгебраический материал (5ч). 31-34 Решение задач сложного вида 4 20.04 04.05 18.05 25.05 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: 1.Аргинская И.И. Сборник заданий по математике. 2. Арбатова Е.А. Математика для школьников в таблицах и схемах. 3. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Тетрадь по математике №1 и №2 для четвертого класса. 4. Интеллектуальный марафон. Сборник заданий. 5. Кандауров И.Н. Решаем задачи по математике. 6. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 7. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы). 8. Логические игры и задачи на уроках математики/ Под ред. А.П.Тонких, Т.П.Кравцова, Е.А.Лысенко и др. 9.Проектор. 10.Экран.