Окр. мир 3-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Минобрнауки РД
МР Кизлярский район
МКОУ "Сангишинская ООШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО начальных
классов

Зам директора по УВР

И.о. директора

________________________

________________________

Юлушева А.М.
Протокол№1 от «01» 09 2023 г.

Ашакаева Х.К.
Приказ№ 20от «01» 09 2023 г.

________________________
Тамбулатова А.А.
Протокол№1 от «29» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1959319)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3,4 классов

Сангиши 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом
классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на осное
требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:

формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда
на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;

формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому
образу жизни;

развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике,
связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;

освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения взаимоотношений в социуме;

обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе
принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения
к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;

становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:

раскрытие роли человека в природе и обществе;

освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и
общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 136ч (два часа в неделю
в каждом классе): 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города
Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к
семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и
несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика
на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного
поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических,
газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на
борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:

проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;

определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения
между объектами и явлениями;

моделировать цепи питания в природном сообществе;

различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:

понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;

находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;

читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в
том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник
культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство
природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные
ловушки, опасные ситуации, предвидение).

описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;

приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;

называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя);

устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:

участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;

оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в
свой адрес;

выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное
суждение, мнение;

самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской
Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных
связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные
даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности,
социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию
природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на
Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на
основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки
родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила
безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации,
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:

устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;

конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);

соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:

использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
образовательных и информационных ресурсов;



использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники,
энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);

делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник,
берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного
наследия;

характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов;
объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;

создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных
привычек;

описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;

составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений,
особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);

составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;

создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные
ошибки;

контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при
необходимости;

адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;

находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:

выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель,
подчинённый, напарник, члена большого коллектива;

ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно
оценивать свой вклад в общее дело;

анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов,
которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и
другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности
человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности;

применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому
и психическому здоровью.
Трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;



на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);

сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:

проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;

проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:

использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;

находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;

читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;

фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:

в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами;

находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях
природы, событиях социальной жизни;

готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты
и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:


планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;

корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:

понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности
(на основе изученного материала по окружающему миру);

коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении
мирно разрешать без участия взрослого;

ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного
края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

различать расходы и доходы семейного бюджета;

распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;

проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;

сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;

использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;

использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших
явлений и процессов в природе, организме человека;

фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности
обобщать полученные результаты и делать выводы;

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,
сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;

соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и
принципы здорового питания;

соблюдать основы профилактики заболеваний;

соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;

соблюдать правила нравственного поведения на природе;




безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России;

соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины,
реки, озёра, моря, омывающие территорию России);

показывать на исторической карте места изученных исторических событий;

находить место изученных событий на «ленте времени»;

знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории
России;

рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России,
наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в
том числе государственную символику России и своего региона;

проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению
несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;

распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;

группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для
группировки; проводить простейшие классификации;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;

использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в
природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);

называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в
пределах изученного);

называть экологические проблемы и определять пути их решения;

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;

Тематическое планирование 3 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

1.3

Страны и народы мира.

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

20

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.3

Разнообразие растений

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.4

Разнообразие животных

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.5

Природные сообщества

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.6

Человек - часть природы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Правила безопасного поведения

5

Библиотека ЦОК

пассажира. Безопасность в сети
Интернет

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

4 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.3

Человек - творец культурных ценностей.
Всемирное культурное наследие

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Безопасная информационная
среда

1

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы

1

3

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа

1

4

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём

1

5

Искусственные природные
сообщества, созданные
человеком - пруд, поле, парк,
огород

1

6

Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

02.09.2023

Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/f840c162

Библиотека ЦОК
09.09.2023

https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
13.09.2023

16.09.2023

20.09.2023

https://m.edsoo.ru/f840ff74

7

Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа

1

8

Что такое общество?

1

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России

1

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) –
обобщение на основе результатов
наблюдений и работы с
информацией

1

12

Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом в
учреждениях образования и
культуры

1

13

Твёрдые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей и
газов

1

Библиотека ЦОК
23.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841330e

Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/f84123aa

30.09.2023

04.10.2023

07.10.2023

11.10.2023

Библиотека ЦОК
14.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840c7ca

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар,
вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая
характеристика

1

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе
практической работы

1

17

Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды
в природе

1

18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана
воды

1

19

Почва, её состав. Значение для
живой природы

1

20

Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания

1

21

Растения родного края: названия
и краткая характеристика (на
основе наблюдения)

1

Библиотека ЦОК
18.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
21.10.2023

1

https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК
25.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840cb62

Библиотека ЦОК
28.10.2023

https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
08.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
11.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
15.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
18.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840e0de

22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

25

Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений). Бережное
отношение человека к растениям

1

26

Жизнь животных в разные
времена года. Разнообразие
животных

1

27

Особенности питания животных.
Цепи питания

1

28

Размножение и развитие рыб,
птиц, зверей

1

29

Роль животных в природе и
жизни людей

1

30

Бережное отношение к животным
– нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России

1

31

Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика

1

Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840e282

Библиотека ЦОК
25.11.2023
1

https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
02.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
09.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
16.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
20.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840ef2a

Библиотека ЦОК
23.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840fde4

32

Проверочная работа по теме
"Многообразие растений и
животных"

1

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как
показатели здоровья человека

1

35

Органы чувств их роль в жизни
человека

1

36

Опорно-двигательная система и
её роль в жизни человека

1

37

Пищеварительная система и её
роль в жизни человека

1

38

Дыхательная система и её роль в
жизни человека

1

39

Кровеносная и нервная система и
их роль в жизни человека

1

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья
растущего организма

1

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз

1

42

Резервный урок. Проверочная

1

1

27.12.2023
Библиотека ЦОК
30.12.2023

https://m.edsoo.ru/f840f240

Библиотека ЦОК
10.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
13.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК
17.01.2024

https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК
20.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК
24.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК
27.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410654

Библиотека ЦОК
31.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
03.02.2024
1

https://m.edsoo.ru/f8410910

работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела
человека"

07.02.2024

43

Знаки безопасности во дворе
жилого дома.Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого
дома

1

47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

48

Значение труда в жизни человека
и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России

1

49

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

50

Полезные ископаемые –

1

Библиотека ЦОК
10.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК
14.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411dd8

Библиотека ЦОК
17.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84118a6

Библиотека ЦОК
24.02.2024

https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК
28.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК
02.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

богатство земных недр

06.03.2024

51

Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми
в хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
на производстве, в сельском
хозяйстве

1

54

Резервный урок. Семья:
традиции, праздники.
Государственный бюджет

1

55

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи

1

56

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи

1

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский

1

58

Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль

1

59

Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1

09.03.2024
Библиотека ЦОК
13.03.2024

https://m.edsoo.ru/f8412a1c

16.03.2024

20.03.2024

23.03.2024
Библиотека ЦОК
03.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК
06.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК
13.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84140ba

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

62

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь,
Кремль

1

64

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр
Санкт-Петербурга

1

65

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники
Великого Новгорода

1

66

Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона

1

67

Проверочная работа по теме
"Наша Родина - Российская
Федерация"

1

1

68

Проверочная работа по итогам
обучения в 3 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17.04.2024
20.04.2024
24.04.2024

27.04.2024

04.05.2024

08.05.2024
Библиотека ЦОК
11.05.2024

18.05.2024

25.05.2024
2

https://m.edsoo.ru/f841380e

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Как человек изучает
окружающую природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы.
Луна – спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты
вокруг своей оси (практические
работы с моделями и схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены сезонов
(практические работы с моделями
и схемами). Общая
характеристика времён года

1

1

6

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и
природы

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

02.09.2023
Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
09.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8414eca

13.09.2023

16.09.2023
Библиотека ЦОК
20.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
23.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8415118

8

Всемирное культурное наследие
России

1

9

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия в
России

1

10

Природные и культурные
объекты Всемирного наследия за
рубежом

1

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья
привычках

1

15

Правила цифровой грамотности
при использовании Интернет

1

16

Планирование маршрутов с
учётом транспортной
инфраструктуры населённого
пункта

1

17

Правила поведения в
общественных местах: зонах
отдыха, учреждениях культуры и
торговых центрах

1

Библиотека ЦОК
27.09.2023

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

Библиотека ЦОК
30.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841580c

04.10.2023
Библиотека ЦОК
07.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8415636

11.10.2023
Библиотека ЦОК
14.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
18.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
21.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
25.10.2023

https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
28.10.2023

https://m.edsoo.ru/f84164be

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате.
Дорожные знаки

1

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)

1

20

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные
вершины, место нахождения на
карте)

1

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан,
море, озеро, болото. Примеры
водоёмов в России

1

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России:
название, нахождение на карте

1

24

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня.
Связи в природной зоне

1

25

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в
природной зоне

1

Библиотека ЦОК
08.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
11.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК
15.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8416b58

Библиотека ЦОК
18.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8416fae

25.11.2023
Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
02.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

26

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

1

27

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

1

28

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня.
Связи в природной зоне

1

29

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

30

Водоёмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек
и водоёмов

1

32

Защита и охрана природных
богатств (воздуха, воды,
полезных ископаемых, флоры и
фауны)

1

33

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Формы земной

1

Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
09.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
16.12.2023
20.12.2023

23.12.2023

27.12.2023

30.12.2023
1

10.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8417526

поверхности и водоёмы"
35

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Природные
зоны"

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее
время: история продолжается
сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной
жизни

1

41

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

43

Московское государство.
Страницы общественной и
культурной жизни в Московском
государстве

1

44

Образование и культура в
Московском государстве

1

1

13.01.2024

17.01.2024
Библиотека ЦОК
20.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8419c54

24.01.2024

27.01.2024
Библиотека ЦОК
31.01.2024

03.02.2024
07.02.2024

10.02.2024

14.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8419894

45

Страницы истории Российской
империи. Пётр I

1

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре,
науке, быту

1

47

Образование в Российской
империи

1

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

1

49

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX
века

1

50

Первая Отечественная война:
1812 год. Защита Родины от
французских завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ
века

1

52

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: как все
начиналось…

1

53

Великая Отечественная война
1941-1945 гг: главные сражения

1

54

Всё для фронта – всё для победы

1

Библиотека ЦОК
17.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841b284

21.02.2024
Библиотека ЦОК
24.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841b4aa

28.02.2024

02.03.2024

06.03.2024
Библиотека ЦОК
09.03.2024

https://m.edsoo.ru/f841c56c

13.03.2024
Библиотека ЦОК
16.03.2024

https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК

20.03.2024
55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живём в Российской
Федерации

1

57

Государственное устройство РФ
(общее представление).
Конституция РФ. Президент РФ.
Политико-административная
карта России

1

58

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

59

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение

1

60

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка

1

61

Государственные праздники
России

1

62

Праздник в жизни общества и
человека

1

63

Праздники и памятные даты
своего региона

1

64

Малая Родина гражданина
России. Достопримечательности

1

https://m.edsoo.ru/f841c9f4

23.03.2024
Библиотека ЦОК
03.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
06.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841d188

10.04.2024
Библиотека ЦОК
13.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
17.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
20.04.2024
24.04.2024
27.04.2024
04.05.2024

https://m.edsoo.ru/f841dc50

родного края
65

Наша малая Родина: главный
город

1

66

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

67

Резервный урок. Проверочная
работа по теме "История
Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 4
классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

08.05.2024
11.05.2024

18.05.2024

25.05.2024
2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Новицкая
М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(905) 6327833

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».