Математика 3-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Минобрнауки
МР"Кизлярский район"
МКОУ "Сангишинская ООШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО начальных
классов

Зам директора по УВР

И.о.директора

________________________

___________________

_______________________

Юлушева А.М.
Протокол№1 от «01» 09 2023 г.

Ашакаева Х.К.
Приказ№20 от «01» 09 2023 г.

Тамбулатова А.А.
Протокол№1 от «29» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1222897)
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 3, 4 классов

Сангиши 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике на уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение математики имеет особое значение в развитии
обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения на
уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне
начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а
также целей воспитания:
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения,
использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные
и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется
наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и
применении математических отношений («часть – целое», «больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»),
смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности,
пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;
становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших
качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов программы по математике лежат
следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:
понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования
окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием
целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет обучающемуся
совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения).
На уровне начального общего образования математические знания и умения применяются обучающимся
при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения
строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы
проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур,
нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной
функциональной грамотности обучающегося и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения,
отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в
области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на
этом этапе обучения.
На изучение математики отводится 540 часов: в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136
часов (4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание обучения в программе по математике представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры»,
«Математическая информация».

3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых.
Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Кратное
сравнение чисел.
Масса (единица массы – грамм), соотношение между килограммом и граммом, отношения «тяжелее – легче
на…», «тяжелее – легче в…».
Стоимость (единицы – рубль, копейка), установление отношения «дороже – дешевле на…», «дороже –
дешевле в…». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени – секунда), установление отношения «быстрее – медленнее на…», «быстрее –
медленнее в…». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единицы длины – миллиметр, километр), соотношение между величинами в пределах тысячи.
Сравнение объектов по длине.
Площадь (единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный
метр). Сравнение объектов по площади.
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление,
действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на
однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное
действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько
действий (со скобками или без скобок), с вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода
решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том
числе деления с остатком), отношений («больше – меньше на…», «больше – меньше в…»), зависимостей («купляпродажа», расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и
с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации. Сравнение долей
одной величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади
прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге
прямоугольника с заданным значением площади.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические
рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о
реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов),
внесение данных в таблицу, дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.

Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных
средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).
Изучение математики в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия;
конструировать геометрические фигуры;
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие)
по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов;
понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма);
соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;
составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу;
моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме;
заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертёж;
устанавливать соответствие между различными записями решения задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения
математического термина (понятия).
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач, составлять текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше – меньше на…», «больше – меньше в…», «равно»;
использовать математическую символику для составления числовых выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с
практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.
У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
проверять ход и результат выполнения действия;
вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления, проверять
полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения, определять с
помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя или
подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе;
выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или
меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы (центнер, тонна)и соотношения между ними.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношения между ними.

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный
сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду). Соотношение
между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение,
деление многозначных чисел на однозначное (двузначное) число в пределах 100 000. Деление с остатком.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового
выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с
помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение
неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия: анализ, представление на модели,
планирование и запись решения, проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы:
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи
(цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало,
продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли
величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения
по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение. Построение окружности заданного радиуса. Построение
изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Различение, называние
пространственных геометрических фигур (тел): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из
прямоугольников или квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух – трёх прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности. Составление и проверка логических
рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в
таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре).
Поиск информации в справочной литературе, Интернете. Запись информации в предложенной таблице, на
столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством
педагога и самостоятельное. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная
форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на обучающихся начального
общего образования).
Алгоритмы решения изученных учебных и практических задач.
Изучение математики в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и
рассуждениях;
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак
сравнения;
выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения,
моделирование ситуации, перебор вариантов);
обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;
конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины,
ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром);
классифицировать объекты по 1–2 выбранным признакам;
составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи;

определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы),
температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость
(измерительные сосуды).
У обучающегося будут сформированы следующие информационные действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
представлять информацию в разных формах;
извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме;
использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях
контролируемого выхода).
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической задачи;
приводить примеры и контрпримеры для подтверждения или опровержения вывода, гипотезы;
конструировать, читать числовое выражение;
описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;
характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин;
составлять инструкцию, записывать рассуждение;
инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении.
У обучающегося будут сформированы следующие действия самоорганизации и самоконтроля как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения
текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;
самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
находить, исправлять, прогнозировать ошибки и трудности в решении учебной задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа;
договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление
расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и покупки, приближённая оценка расстояний и временных
интервалов, взвешивание, измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и
деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике на уровне начального общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
В результате изучения математики на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития
общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться,
лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий
результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании
помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни,
повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач,
умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для
рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и
умения, намечать пути устранения трудностей;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно
выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами («часть – целое», «причина –
следствие», «протяжённость»);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка),
обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и
житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в
соответствии с предложенной учебной проблемой.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать,
использовать для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных
источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую
модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по
образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:
конструировать утверждения, проверять их истинность;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – описание (например, геометрической
фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том
числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае
решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность
возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫт
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах
1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 –
письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно);
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками
или без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости
(копейка, рубль);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину (массу,
время), выполнять прикидку и оценку результата измерений, определять продолжительность события;
сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение
«больше или меньше на или в»;
называть, находить долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени,
выполнение расчётов) соотношение между величинами;
при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины
на однозначное число;

решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать
решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его
реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на
заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и»,
«каждый», «если…, то…»;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с
использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать, использовать информацию, представленную на простейших диаграммах, в таблицах (например,
расписание, режим работы), на предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка), а также
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в
пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в
пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);
вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических
действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность
(реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора;
находить долю величины, величину по её доле;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь,
скорость);
использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы
(грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), вместимости (литр),
стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости
(километр в час);
использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью,
временем и пройденным путём, между производительностью, временем и объёмом работы;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды,
воздуха в помещении), вместимость с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата измерений;
решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при
решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при
необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: реальность,
соответствие условию;
решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение
времени, выполнение расчётов), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию
(например, из таблиц, схем), находить различные способы решения;
различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса;
различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида),
распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники
(квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трёх прямоугольников (квадратов);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двух-трёхшаговые);
классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную на
простейших столбчатых диаграммах, в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира
(например, календарь, расписание), в предметах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа

10

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

1.2

Величины

8

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

Итого по разделу

18

Раздел 2. Арифметические действия
2.1

Вычисления

40

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

2.2

Числовые выражения

7

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

Итого по разделу

47

Раздел 3. Текстовые задачи
3.1

Работа с текстовой задачей

12

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

3.2

Решение задач

11

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

Итого по разделу

23

Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Геометрические фигуры

9

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

4.2

Геометрические величины

13

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

Итого по разделу

22

Раздел 5. Математическая информация
5.1

Математическая информация

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

15

Итого по разделу

15

Повторение пройденного материала

4

Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)

7

7

136

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

1

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1

Числа

11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

1.2

Величины

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

23

Раздел 2. Арифметические действия
2.1

Вычисления

25

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

2.2

Числовые выражения

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

37

Раздел 3. Текстовые задачи
3.1

Решение текстовых задач

Итого по разделу

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

20

Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1

Геометрические фигуры

12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

4.2

Геометрические величины

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

20

Раздел 5. Математическая информация
5.1

Математическая информация

15

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

Итого по разделу

15

Повторение пройденного материала

14

Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)

7

7

136

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36

2

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Устные вычисления, сводимые к
действиям в пределах 100

1

2

Сложение и вычитание
однородных величин

1

3

Взаимосвязь арифметических
действий: сложения и вычитания,
умножения и деления

1

4

Увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, в
несколько раз

1

5

Неизвестный компонент
арифметического действия:
различение, называние,
комментирование процесса
нахождения

1

6

Нахождение неизвестного
компонента арифметического
действия сложения (вычитания)

1

7

Изображение фигур – отрезка,

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

01.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0a58e

Библиотека ЦОК
05.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0f200

Библиотека ЦОК
06.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0d5cc

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0896e

Библиотека ЦОК
09.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0f3d6

Библиотека ЦОК
12.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0ee40

прямоугольника, квадрата – с
заданными измерениями;
обозначение фигур буквами

13.09.2023

8

Входная контрольная работа

1

9

Работа с текстовой задачей:
анализ данных и отношений,
представление текста на модели.
Решение задач на нахождение
четвёртого пропорционального

1

10

Таблицы с данными о реальных
процессах и явлениях; внесение
данных в таблицу

1

11

Решение задач с геометрическим
содержанием

1

12

Логические рассуждения (однодвухшаговые) со связками «если
…, то …», «поэтому», «значит»,
«все», «и», «некоторые»,
«каждый»

1

13

Устные вычисления:
переместительное свойство
умножения

1

14

Переместительное свойство
умножения

1

15

Задачи на применение смысла

1

1

14.09.2023
Библиотека ЦОК
19.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e10588

Библиотека ЦОК
20.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e15ec0

Библиотека ЦОК
21.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e17068

Библиотека ЦОК
22.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e15cea

Библиотека ЦОК
26.09.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0ea08

27.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e10ed4

арифметических действий
сложения, умножения

28.09.2023

16

Таблица умножения и деления

1

17

Умножение и деление в пределах
100: приемы устных вычислений

1

18

Сочетательное свойство
умножения

1

19

Нахождение периметра
многоугольника

1

20

Задачи на применение смысла
арифметических действий
вычитания, деления

1

21

Соотношение «цена, количество,
стоимость» в практической
ситуации

1

22

Задачи применение зависимости
"цена-количество-стоимость"

1

23

Задачи на движение одного
объекта. Связь между
величинами: масса одного
предмета, количество предметов,
масса всех предметов

1

24

Порядок действий в числовом
выражении (со скобками)

1

25

Порядок действий в числовом

1

29.09.2023
Библиотека ЦОК
03.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0a3cc

Библиотека ЦОК
04.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e08eb4

Библиотека ЦОК
05.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e1338c

Библиотека ЦОК
06.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e1158c

Библиотека ЦОК
10.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0944a

Библиотека ЦОК
11.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e11708

12.10.2023
Библиотека ЦОК
13.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0f034

выражении (без скобок)

17.10.2023

26

Задачи на расчет скорости,
времени или пройденного пути
при движении одного объекта.
Связь между величинами: расход
ткани на одну вещь, количество
вещей, расход ткани на все вещи

1

27

Контрольная работа №1

1

28

Равенства и неравенства с
числами: чтение, составление

1

29

Умножение и деление в пределах
100: таблица умножения и
деления

1

30

Умножение и деление с числом 6

1

31

Задачи на понимание отношений
больше или меньше на…

1

32

Задачи на разностное сравнение

1

33

Задачи на кратное сравнение

1

34

Задачи на понимание отношений
больше или меньше в…

1

35

Столбчатая диаграмма: чтение

1

18.10.2023

1

19.10.2023
Библиотека ЦОК
20.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e08658

24.10.2023
Библиотека ЦОК
25.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0ade0

26.10.2023
Библиотека ЦОК
27.10.2023

https://m.edsoo.ru/c4e11d02

Библиотека ЦОК
07.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e11f3c

08.11.2023
Библиотека ЦОК
09.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e173e2

36

Столбчатая диаграмма:
использование данных для
решения учебных и
практических задач

1

37

Сравнение математических
объектов (общее, различное,
уникальное/специфичное)

1

38

Выбор формы представления
информации. Линейные
диаграммы

1

39

Умножение и деление с числом 7

1

40

Верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения:
конструирование, проверка

1

41

Свойства чисел. Математические
игры с числами

1

42

Кратное сравнение чисел

1

43

Равенства и неравенства:
установление истинности
(верное/неверное)

1

44

Единицы площади – квадратный
метр, квадратный сантиметр,
квадратный дециметр

1

45

Площадь прямоугольника,

1

Библиотека ЦОК
10.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e175ae

14.11.2023

15.11.2023
Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0afb6

Библиотека ЦОК
17.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e15b14

21.11.2023
Библиотека ЦОК
22.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e08cc0

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e087e8

Библиотека ЦОК
24.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e09e4a

Библиотека ЦОК

квадрата

28.11.2023

46

Изображение на клетчатой
бумаге прямоугольника с
заданным значением площади.
Сравнение площадей фигур с
помощью наложения

1

47

Конструирование
геометрических фигур
(разбиение фигуры на части,
составление фигуры из частей)

1

48

Конструирование
многоугольника из данных
фигур, деление многоугольника
на части

1

49

Периметр и площадь
прямоугольника: общее и
различное

1

50

Площадь и приемы её
нахождения

1

51

Нахождение площади
прямоугольника, квадрата

1

52

Алгоритмы (правила)
нахождения периметра и
площади

1

53

Умножение и деление с числом 8

1

https://m.edsoo.ru/c4e13bca

Библиотека ЦОК
29.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e139fe

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/c4e12c66

Библиотека ЦОК
01.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e129e6

05.12.2023
Библиотека ЦОК
06.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e13f6c

Библиотека ЦОК
07.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e146ce

Библиотека ЦОК
08.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e13daa

Библиотека ЦОК
12.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0b18c

54

Таблица умножения: анализ,
формулирование
закономерностей

1

55

Умножение и деление с числом 9

1

56

Контрольная работа №2

1

57

Планирование хода решения
задачи арифметическим
способом. Решение задач
изученных видов

1

58

Конструирование
прямоугольника из данных
фигур, деление прямоугольника
на части

1

59

Переход от одних единиц
площади к другим

1

60

Задачи на работу
(производительность труда)
одного объекта

1

61

Задачи на расчет
производительности труда,
времени или объема
выполненной работы

1

62

Применение переместительного,
сочетательного свойства при

1

Библиотека ЦОК
13.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0b4de

Библиотека ЦОК
14.12.2023
1

https://m.edsoo.ru/c4e0b358

15.12.2023
Библиотека ЦОК
19.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e16640

Библиотека ЦОК
20.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e12df6

21.12.2023
Библиотека ЦОК
22.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e11884

Библиотека ЦОК
26.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e11a00

Библиотека ЦОК
27.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e0ebc0

умножении
63

Проверка правильности
нахождения периметра, площади
прямоугольника

1

64

Нахождение площади в заданных
единицах

1

65

Арифметические действия с
числом 1

1

66

Умножение и деление в пределах
100: внетабличное выполнение
действий

1

67

Арифметические действия с
числом 0

1

68

Нахождение площади фигуры,
составленной из
прямоугольников (квадратов)

1

69

Оценка решения задачи на
достоверность и логичность

1

70

Вычисления с числами 0 и 1.
Деление нуля на число

1

71

Задачи на нахождение доли
величины

1

72

Доля величины: сравнение долей
одной величины

1

73

Доля величины: половина,
четверть в практической

1

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e18d3c

Библиотека ЦОК
29.12.2023

https://m.edsoo.ru/c4e14142

Библиотека ЦОК
09.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0cdf2

Библиотека ЦОК
10.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0b678

Библиотека ЦОК
11.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0cfc8

Библиотека ЦОК
12.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e148e0

Библиотека ЦОК
16.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e12266

Библиотека ЦОК
17.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0d18a

Библиотека ЦОК
18.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e12400

Библиотека ЦОК
19.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e12586

Библиотека ЦОК
23.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0a1f6

ситуации, сравнение величин,
выраженных долями
74

Алгоритмы (правила) построения
геометрических фигур. Правила
построения окружности и круга

1

75

Время (единица времени —
секунда); установление
отношения «быстрее/ медленнее
на/в». Определение с помощью
цифровых и аналоговых
приборов, измерительных
инструментов времени; прикидка
и оценка результата измерений

1

76

Время (единица времени —
секунда); соотношение «начало,
окончание, продолжительность
события» в практической
ситуации

1

77

Расчёт времени. Соотношение
«начало, окончание,
продолжительность события» в
практической ситуации

1

78

Соотношение «больше/ меньше
на/в» в ситуации сравнения
предметов и объектов на основе
измерения величин

1

79

Контрольная работа №3

1

24.01.2024

Библиотека ЦОК
25.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e095bc

Библиотека ЦОК
26.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0974c

Библиотека ЦОК
30.01.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0999a

Библиотека ЦОК
31.01.2024
1

https://m.edsoo.ru/c4e0a020

01.02.2024
80

Устное умножение суммы на
число

1

81

Умножение и деление
двузначного числа на
однозначное число

1

82

Внетабличное устное умножение
и деление в пределах 100

1

83

Приемы умножения двузначного
числа на однозначное число

1

84

Выбор верного решения задачи

1

85

Разные способы решения задачи

1

86

Деление суммы на число

1

87

Разные приемы записи решения
задачи

1

88

Нахождение неизвестного
компонента арифметического
действия умножения (деления)

1

89

Устное деление двузначного
числа на двузначное

1

90

Проверка результата
вычисления: обратное действие,
применение алгоритма, оценка

1

Библиотека ЦОК
02.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0baf6

06.02.2024

07.02.2024
Библиотека ЦОК
08.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0bcc2

Библиотека ЦОК
09.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e10d4e

13.02.2024
14.02.2024
Библиотека ЦОК
15.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e120e0

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0d400

Библиотека ЦОК
20.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0b8ee

Библиотека ЦОК
21.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0e634

достоверности результата
91

Деление на однозначное число в
пределах 100

1

92

Применение устных приёмов
вычисления для решения
практических задач

1

93

Контрольная работа №4

1

94

Задачи на понимание смысла
арифметического действия
деление с остатком

1

95

Устное деление с остатком; его
применение в практических
ситуациях

1

96

Нахождение периметра в
заданных единицах длины

1

97

Изображение на клетчатой
бумаге прямоугольника с
заданным значением периметра

1

98

Дополнение изображения
(чертежа) данными на основе
измерения

1

99

Работа с таблицей: анализ
данных, использование
информации для ответов на
вопросы и решения задач

1

22.02.2024
Библиотека ЦОК
27.02.2024
1

https://m.edsoo.ru/c4e0be8e

28.02.2024
Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0c212

Библиотека ЦОК
01.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0c3f2

Библиотека ЦОК
05.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e13666

Библиотека ЦОК
06.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e14c8c

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e14e62

Библиотека ЦОК
12.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e16078

100

Стоимость (единицы — рубль,
копейка); установление
отношения «дороже/дешевле
на/в» (в повторение)

1

101

Практическая работа по разделу
"Величины". Повторение

1

102

Числа в пределах 1000: чтение,
запись, упорядочение

1

103

Работа с информацией: чтение
информации, представленной в
разной форме. Римская система
счисления

1

104

Числа в пределах 1000: чтение,
запись

1

105

Увеличение и уменьшение числа
в несколько раз (в том числе в 10,
100 раз)

1

106

Числа в пределах 1000:
представление в виде суммы
разрядных слагаемых

1

107

Математическая информация.
Алгоритмы. Повторение

1

108

Классификация объектов по двум
признакам

1

109

Числа в пределах 1000:
сравнение

1

Библиотека ЦОК
13.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e092c4

Библиотека ЦОК
14.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e14ab6

15.03.2024

19.03.2024
Библиотека ЦОК
20.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e07208

21.03.2024
Библиотека ЦОК
22.03.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0820c

Библиотека ЦОК
02.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e17aea

03.04.2024
Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e07ff0

110

Масса (единица массы — грамм);
соотношение между
килограммом и граммом;
отношение «тяжелее/легче на/в»

1

111

Измерение длины объекта,
упорядочение по длине

1

112

Длина (единица длины —
миллиметр, километр);
соотношение между величинами
в пределах тысячи

1

113

Нахождение периметра
прямоугольника, квадрата

1

114

Сложение и вычитание с
круглым числом

1

115

Сложение и вычитание в
пределах 1000

1

116

Алгоритмы (правила) устных и
письменных вычислений
(сложение, вычитание,
умножение, деление)

1

117

Письменное умножение на
однозначное число в пределах
100

1

118

Письменное сложение в пределах
1000

1

119

Письменное вычитание в

1

Библиотека ЦОК
05.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e09116

09.04.2024
Библиотека ЦОК
10.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e09bde

11.04.2024
Библиотека ЦОК
12.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0ca46

Библиотека ЦОК
16.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0cc1c

Библиотека ЦОК
17.04.2024

18.04.2024

19.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e16c6c

пределах 1000

23.04.2024

120

Алгоритм деления на
однозначное число

1

121

Контрольная работа №5

1

122

Умножение круглого числа, на
круглое число

1

123

Деление круглого числа, на
круглое число

1

124

Приемы умножения
трехзначного числа на
однозначное число

1

125

Изображение прямоугольника с
заданным отношением длин
сторон (больше или меньше на,
в)

1

126

Умножение и деление
трехзначного числа на
однозначное число

1

127

Задачи на расчет времени,
количества

1

128

Приемы деления трехзначного
числа на однозначное число

1

129

Приемы деления на однозначное
число

1

130

Проверка правильности

1

Библиотека ЦОК
24.04.2024
1

https://m.edsoo.ru/c4e0defa

25.04.2024
26.04.2024
29.04.2024
Библиотека ЦОК
30.04.2024

https://m.edsoo.ru/c4e0dd2e

Библиотека ЦОК
07.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e17220

Библиотека ЦОК
08.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e18120

13.05.2024
Библиотека ЦОК
14.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e1043e

Библиотека ЦОК
15.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e102b8

Библиотека ЦОК

вычислений: прикидка и оценка
результата. Знакомство с
калькулятором

16.05.2024

131

Числа. Числа от 1 до 1000.
Повторение

1

132

Текстовые задачи. Задачи в 2-3
действия. Повторение и
закрепление

1

133

Запись решения задачи по
действиям с пояснениями и с
помощью числового выражения

1

134

Алгоритмы (правила) порядка
действий в числовом выражении

1

135

Нахождение значения числового
выражения (со скобками или без
скобок)

1

136

Итоговая контрольная работа

1

1

136

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/c4e0e81e

Библиотека ЦОК
17.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e17c7a

Библиотека ЦОК
20.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e1858a

Библиотека ЦОК
21.05.2024

https://m.edsoo.ru/c4e18b70

Библиотека ЦОК
22.05.2024

23.05.2024

24.05.2024
0

https://m.edsoo.ru/c4e16eb0

4 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Дата
изучения

1

Числа от 1 до 1000: чтение,
запись, сравнение

1

01.09.202
3

2

Числа от 1 до 1000:
установление
закономерности в
последовательности,
упорядочение,
классификация

1

05.09.202
3

3

Установление порядка
выполнения действий в
числовом выражении (без
скобок), содержащем 2-4
действия

1

06.09.202
3

4

Установление порядка
выполнения действий в
числовом выражении (со
скобками), содержащем 2-4
действия

1

07.09.202
3

5

Периметр фигуры,
составленной из двух-трёх
прямоугольников

1

08.09.202
3

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

(квадратов)

6

Повторение изученного в 3
классе. Алгоритм
умножения на однозначное
число

1

12.09.202
3

7

Повторение изученного в 3
классе. Алгоритм деления
на однозначное число

1

13.09.202
3

8

Входная контрольная
работа

1

9

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
деления

1

19.09.202
3

10

Анализ текстовой задачи:
данные и отношения

1

20.09.202
3

11

Правила работы с
электронными
техническими средствами.
Применение электронных
средств для закрепления
алгоритмов вычислений

1

21.09.202
3

12

Представление текстовой
задачи на модели

1

22.09.202
3

1

14.09.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e27670

13

Столбчатая диаграмма:
чтение, дополнение

1

26.09.202
3

14

Числа в пределах
миллиона: увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц разряда

1

27.09.202
3

15

Составление числового
выражения (суммы,
разности) с
комментированием,
нахождение его значения

1

28.09.202
3

16

Решение задачи разными
способами

1

29.09.202
3

17

Оценка решения задачи на
достоверность и
логичность

1

03.10.202
3

18

Числа в пределах
миллиона: чтение, запись

1

04.10.202
3

19

Запись решения задачи с
помощью числового
выражения

1

05.10.202
3

20

Числа в пределах
миллиона: представление
многозначного числа в

1

06.10.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e19444

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1925a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e195ca

виде суммы разрядных
слагаемых
21

Сравнение чисел в
пределах миллиона

1

10.10.202
3

22

Общее группы
многозначных чисел.
Классификация чисел.
Класс миллионов. Класс
миллиардов

1

11.10.202
3

23

Контрольная работа №1

1

24

Сравнение и упорядочение
чисел

1

13.10.202
3

25

Решение задач на работу

1

17.10.202
3

26

Составление высказываний
о свойствах числа. Запись
признаков сравнения чисел

1

18.10.202
3

27

Умножение на 10, 100,
1000

1

19.10.202
3

28

Деление на 10, 100, 1000

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1973c

12.10.202
3
Библиотека ЦОК
1. https://m.edsoo.ru/c4e1989a
2)https://m.edsoo.ru/c4e19de0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a40c

20.10.202
3
29

Наглядные представления
о симметрии. Фигуры,
имеющие ось симметрии

1

24.10.202
3

30

Работа с утверждениями
(одно-/двухшаговые) с
использованием изученных
связок: конструирование,
проверка
истинности(верные
(истинные) и неверные
(ложные))

1

25.10.202
3

31

Сравнение объектов по
длине. Соотношения
между величинами длины,
их применение

1

26.10.202
3

32

Применение соотношений
между единицами длины в
практических и учебных
ситуациях

1

27.10.202
3

33

Сравнение объектов по
площади. Соотношения
между единицами
площади, их применение

1

07.11.202
3

34

Применение соотношений
между единицами площади

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b2f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b488

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b60e

Библиотека ЦОК
08.11.202

https://m.edsoo.ru/c4e1b78a

в практических и учебных
ситуациях

3

35

Решение задач на
нахождение площади

1

09.11.202
3

36

Нахождение площади
фигуры разными
способами: палетка,
разбиение на
прямоугольники или
единичные квадраты

1

10.11.202
3

37

Сравнение объектов по
массе. Соотношения между
величинами массы, их
применение

1

14.11.202
3

38

Применение соотношений
между единицами массы в
практических и учебных
ситуациях

1

15.11.202
3

39

Сравнение протяженности
по времени. Соотношения
между единицами времени,
их применение

1

16.11.202
3

40

Применение соотношений
между единицами времени
в практических и учебных
ситуациях

1

17.11.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a89e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1ae2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1afe2

41

Решение задач на расчет
времени

1

21.11.202
3

42

Доля величины времени,
массы, длины

1

22.11.202
3

43

Сравнение величин,
упорядочение величин

1

23.11.202
3

44

Закрепление. Таблица
единиц времени

1

24.11.202
3

45

Контрольная работа №2

1

46

Применение представлений
о площади для решения
задач

1

29.11.202
3

47

Решение задач на
нахождение величины
(массы, длины)

1

30.11.202
3

48

Задачи на нахождение
величины (массы, длины)

1

01.12.202
3

49

Письменное сложение
многозначных чисел

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1be92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a704

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b168

28.11.202
3

Библиотека ЦОК
05.12.202

https://m.edsoo.ru/c4e1c022

3
50

Решение задач на
нахождение длины

1

06.12.202
3

51

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
сложения

1

07.12.202
3

52

Разностное и кратное
сравнение величин

1

08.12.202
3

53

Письменное вычитание
многозначных чисел

1

12.12.202
3

54

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
вычитания

1

13.12.202
3

55

Устные приемы
вычислений: сложение и
вычитание многозначных
чисел

1

14.12.202
3

56

Дополнение многозначного
числа до заданного
круглого числа

1

15.12.202
3

57

Нахождение неизвестного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c1b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1f61e

компонента действия
сложения (с
комментированием)

19.12.202
3

58

Нахождение неизвестного
компонента действия
вычитания (с
комментированием)

1

20.12.202
3

59

Примеры и контрпримеры

1

21.12.202
3

60

Изображение фигуры,
симметричной заданной

1

22.12.202
3

61

Вычисление доли
величины

1

26.12.202
3

62

Применение представлений
о доле величины для
решения практических
задач (в одно действие)

1

27.12.202
3

63

Планирование хода
решения задачи
арифметическим способом

1

28.12.202
3

64

Сравнение математических
объектов (общее,
различное,
уникальное/специфичное)

1

29.12.202
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1f7c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e21482

65

Контрольная работа № 3

1

66

Арифметические действия
с величинами: сложение,
вычитание

1

10.01.202
4

67

Поиск и использование
данных для решения
практических задач

1

11.01.202
4

68

Задачи на нахождение
цены, количества,
стоимости товара

1

12.01.202
4

69

Запись решения задачи по
действиям с пояснениями и
с помощью числового
выражения

1

16.01.202
4

70

Применение представлений
о сложении, вычитании для
решения практических
задач (в одно действие)

1

17.01.202
4

71

Задачи с недостаточными
данными

1

18.01.202
4

72

Таблица: чтение,
дополнение

1

19.01.202
4

1

09.01.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e212de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22abc

73

Конструирование:
разбиение фигуры на
прямоугольники
(квадраты),
конструирование фигуры
из прямоугольников.
Выполнение построений

1

23.01.202
4

74

Устные приемы
вычислений: умножение и
деление с многозначным
числом

1

24.01.202
4

75

Умножение на однозначное
число в пределах 100000

1

25.01.202
4

76

Увеличение значения
величины в несколько раз
(умножение на
однозначное число)

1

26.01.202
4

77

Составление числового
выражения (произведения,
частного) с
комментированием,
нахождение его значения

1

30.01.202
4

78

Взаимное расположение
геометрических фигур на
чертеже

1

31.01.202
4

79

Нахождение неизвестного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25582

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c4aa

Библиотека ЦОК

компонента действия
умножения (с
комментированием)

01.02.202
4

80

Нахождение неизвестного
компонента действия
деления (с
комментированием)

1

02.02.202
4

81

Сравнение геометрических
фигур

1

06.02.202
4

82

Закрепление по теме
"Равенство, содержащее
неизвестный компонент
арифметического действия:
запись, нахождение
неизвестного компонента"

1

07.02.202
4

83

Деление на однозначное
число в пределах 100000

1

08.02.202
4

84

Составление числового
выражения, содержащего 2
действия, нахождение его
значения

1

09.02.202
4

85

Уменьшение значения
величины в несколько раз
(деление на однозначное
число)

1

13.02.202
4

https://m.edsoo.ru/c4e1f970

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1fb1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1cf90

86

Контрольная работа №4

1

87

Число, большее или
меньшее данного числа в
заданное число раз

1

15.02.202
4

88

Применение представлений
об умножении, делении для
решения практических
задач (в одно действие)

1

16.02.202
4

89

Повторение пройденного
по разделу "Нумерация"

1

20.02.202
4

90

Сравнение значений
числовых выражений с
одним арифметическим
действием

1

21.02.202
4

91

Разные приемы записи
решения задачи

1

22.02.202
4

92

Работа с утверждениями:
составление и проверка
логических рассуждений
при решении задач,
формулирование вывода

1

27.02.202
4

93

Решение задач на
нахождение периметра

1

1

14.02.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e2358e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e215ea

Библиотека ЦОК
28.02.202

https://m.edsoo.ru/c4e2597e

прямоугольника (квадрата)

4

94

Решение задач,
отражающих ситуацию
купли-продажи

1

29.02.202
4

95

Закрепление изученного по
разделу "Арифметические
действия"

1

01.03.202
4

96

Периметр многоугольника

1

05.03.202
4

97

Решение задач на движение

1

06.03.202
4

98

Решение расчетных задач
(расходы, изменения)

1

07.03.202
4

99

Использование данных
таблицы, диаграммы,
схемы, рисунка для ответов
на вопросы, проверки
истинности утверждений

1

12.03.202
4

100

Разные формы
представления одной и той
же информации

1

13.03.202
4

101

Модели пространственных
геометрических фигур в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22abc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e2226a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25e42

Библиотека ЦОК
14.03.202

https://m.edsoo.ru/c4e24736

окружающем мире (шар,
куб)

4

102

Проекции предметов
окружающего мира на
плоскость

1

15.03.202
4

103

Применение алгоритмов
для вычислений

1

19.03.202
4

104

Деление с остатком

1

20.03.202
4

105

Правила работы с
электронными
техническими средствами.
Применение электронных
средств для закрепления
умения решать текстовые
задачи

1

21.03.202
4

106

Нахождение значения
числового выражения,
содержащего 2-4 действия

1

22.03.202
4

107

Правила работы с
электронными
техническими средствами.
Применение электронных
средств для закрепления
умения конструировать с

1

02.04.202
4

использованием
геометрических фигур
108

Алгоритм умножения на
двузначное число в
пределах 100000

1

109

Практическая работа
"Конструирование:
разбиение фигуры на
прямоугольники
(квадраты), составление
фигур из
прямоугольников/квадрато
в". Повторение

1

110

Приемы прикидки
результата и оценки
правильности выполнения
умножения

1

05.04.202
4

111

Умножение на двузначное
число в пределах 100000

1

09.04.202
4

112

Контрольная работа №5

1

113

Модели пространственных
геометрических фигур в
окружающем мире
(цилиндр, пирамида, конус)

1

03.04.202
4

1

1

04.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c6f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25410

10.04.202
4

11.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e2529e

114

Применение алгоритмов
для построения
геометрической фигуры,
измерения длины отрезка

1

12.04.202
4

115

Письменное умножение и
деление многозначных
чисел

1

16.04.202
4

116

Классификация объектов
по одному-двум признакам

1

17.04.202
4

117

Закрепление по теме
"Письменные вычисления"

1

18.04.202
4

118

Закрепление по теме
"Задачи на установление
времени, расчёта
количества, расхода,
изменения"

1

19.04.202
4

119

Суммирование данных
строки, столбца данной
таблицы

1

23.04.202
4

120

Алгоритм деления на
двузначное число в
пределах 100000

1

24.04.202
4

121

Деление на двузначное
число в пределах 100000

1

25.04.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e2316a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1d544

122

Окружность, круг:
распознавание и
изображение

1

26.04.202
4

123

Задачи на нахождение
производительности труда,
времени работы, объема
выполненной работы

1

29.04.202
4

124

Задачи с избыточными и
недостающими данными

1

30.04.202
4

125

Окружность и круг:
построение, нахождение
радиуса

1

07.05.202
4

126

Применение представлений
о периметре
многоугольника для
решения задач

1

08.05.202
4

127

Итоговая контрольная
работа

1

128

Закрепление. Практическая
работа по теме
"Окружность, круг:
распознавание и
изображение; построение
окружности заданного
радиуса". Повторение по

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e241f0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22968

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e2433a

13.05.202
4

1

14.05.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e296aa

теме "Геометрические
фигуры"

129

Закрепление по теме
"Разные способы решения
некоторых видов
изученных задач"

1

15.05.202
4

130

Задачи на нахождение
скорости, времени,
пройденного пути

1

16.05.202
4

131

Закрепление. Работа с
текстовой задачей

1

17.05.202
4

132

Закрепление по теме
"Задачи на нахождение
доли величины, величины
по её доле". Материал для
расширения и углубления
знаний

1

20.05.202
4

133

Построение изученных
геометрических фигур
заданными измерениями) с
помощью чертежных
инструментов: линейки,
угольника, циркуля

1

21.05.202
4

134

Пространственные
геометрические фигуры
(тела): шар, куб, цилиндр,

1

22.05.202
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e2911e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e29510

Библиотека ЦОК
1. https://m.edsoo.ru/c4e20b40
2)https://m.edsoo.ru/c4e20cee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e244a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25154

конус, пирамида; их
различение, называние

135

Составление числового
выражения, содержащего
1-2 действия и нахождение
его значения

1

23.05.202
4

136

Закрепление по теме
"Пространственные
геометрические фигуры
(тела)"

1

24.05.202
4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

136

7

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e288ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e299ca

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика: 3-й класс: учебник: в 2 частях, 3 класс/ Моро М.И.,
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Математика: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Моро М.И.,
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Учи.ру


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(905) 6327833

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».