МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки республики Дагестан
МР "Кизлярский район"
МКОУ "Сангишинская ООШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО ↵
начальных классов
Зам.директора по УВР
И.о.директора
________________________ ________________________
Юлушева А.М.
Ашакаева Х.К.
Протокол
№1
Приказ№20
Тамбулатова А.А.
от «01» 09 2023 г.
от «01» 09 2023 г.
Протокол №1
________________________
от «29» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3315776)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1 класса
Сангиши 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ,
форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей
музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по
музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая,
современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры
(джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального
искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной
деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание
основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует
эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний,
отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения
обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении
программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных
российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального
интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки
формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части
общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и
воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического
комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное
становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования:
формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт
эмоционального переживания;
развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и
продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра
на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование),
исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа
музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного
строя отечественной музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре
России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает
перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная
компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за
счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов,
работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов,
отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках
часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности
образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю),
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе
использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы
дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой
сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной
культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и
гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога»
предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна
быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны.
Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора,
отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и
праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию
народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит.
Модуль № 2 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики
составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и
симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и
чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их
музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
Композитор – исполнитель – слушатель
Модуль № 3 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования
обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека.
Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся,
расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных
движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в
непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс
выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации,
порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства
прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.
Модуль № 4 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России».
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис,
выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным.
Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов.
Певец своего народа
Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких
представителей национального музыкального стиля своей страны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с творчеством композиторов;
сравнение их сочинений с народной музыкой;
определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;
вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;
разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских
мелодий, прослеживание их по нотной записи;
творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам.
Модуль № 5 «Духовная музыка»
Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была представлена
тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной
культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля
поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить
обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако
знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках
изучения других модулей.
Модуль № 6 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка»,
может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка
в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание
различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки
силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
Модуль № 7 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и
светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт
современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений,
персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через
несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг
явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа), для восприятия
которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне
начального общего образования необходимо заложить основы для последующего развития в
данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в
такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов,
написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между
современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора
материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.
Модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других
модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам
освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания
грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического
планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на
каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной
деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при
организации работы над следующим музыкальным материалом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций
республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
2) в области духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в
процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
3) в области эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего
и других народов;
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4) в области научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде и готовность к их выполнению;
бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии.
6) в области трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
7) в области экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные
коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские
составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть универсальных познавательных учебных действий:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть –
целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть универсальных познавательных учебных действий:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с
учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные)по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных
коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
2) вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповойи индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия
при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
универсальных регулятивных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков
личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных
инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать
свой выбор;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому
или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов –
народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментахпри исполнении народной
песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и
называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерныеи симфонические,
вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и
чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе
сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту
родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной
церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на
слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов
и музыкальных инструментов, определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится:
различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к
различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер,
настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Контроль
Всего
ные
работы
Практич
еские
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Народная музыка России
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
Край, в котором ты живёшь: «Наш край» (То березка, то
рябина…, муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А.Пришельца); «Моя
Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьёвой)
Русский фольклор: русские народные песни «Во кузнице»,
«Веселые гуси», «Скок, скок, молодой дроздок»,
«Земелюшка-чернозем», «У кота-воркота», «Солдатушки,
бравы ребятушки»; заклички
Русские народные музыкальные инструменты: русские
народные песни «Ходит зайка по саду», «Как у наших у
ворот», песня Т.А. Потапенко «Скворушка прощается»;
В.Я.Шаинский «Дважды два – четыре»
Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев. Симфоническая
сказка «Петя и Волк»; Н. Римский-Корсаков «Садко»
Фольклор народов России: татарская народная песня
«Энисэ», якутская народная песня «Олененок»
Народные праздники: «Рождественское чудо» колядка;
«Прощай, прощай Масленица» русская народная песня
Итого по разделу
Раздел 2. Классическая музыка
Композиторы – детям: Д.Кабалевский песня о школе;
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Мама»,
2.1
«Песня жаворонка» из Детского альбома; Г. Дмитриев
Вальс, В. Ребиков «Медведь»
2.2
Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.ван
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=lw80
8Ek0_wM amp;t=6s
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=t9EN
bG-jIc0
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=7xvS
eCbKBXI
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=Ln_
NFLc0DKM
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=omn
https://www.youtube.com/watch?v=LDN
iWq7SBPg amp;t=1s
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/st
art/226607/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4159/st
art/226628/
6
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии
Музыкальные инструменты. Флейта: И.С.Бах «Шутка»,
В.Моцарт Аллегретто из оперы волшебная флейта, тема
Птички из сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк»;
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка,
«Сиринкс» К. Дебюсси
Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто
«Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная
песня»
Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама»,
«Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев
«Раскаяние» из Детской музыки
Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский
«Утренняя молитва», «Полька» из Детского альбома
Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен
Марш «Афинские развалины», И.Брамс «Колыбельная»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка в жизни человека
Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев «Дождь и радуга»,
«Утро», «Вечер» из Детской музыки; утренний пейзаж
П.И.Чайковского, Э.Грига, Д.Б.Кабалевского; музыка
3.1
вечера - «Вечерняя сказка» А.И. Хачатуряна;
«Колыбельная медведицы» сл. Яковлева, муз.
Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка» В. Гаврилина;
«Летний вечер тих и ясен…» на сл. Фета
Музыкальные портреты: песня «Болтунья» сл. А. Барто,
3.2
муз. С. Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга» из
Детского альбома; Л. Моцарт «Менуэт»
Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа «Добрый жук»,
3.3
песня из к/ф «Золушка», И. Дунаевский Полька; И.С. Бах
«Волынка»
Какой же праздник без музыки? О. Бихлер марш «Триумф
3.4
победителей»; В. Соловьев-Седой Марш нахимовцев;
песни, посвящённые Дню Победы
Итого по разделу
bmA_837M amp;t=1s
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=omn
bmA_837M amp;t=1s
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=S81
ZE8e7y9w
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=5P7
KWgVsNuM
1
0
0
1
0
0
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=ldM
51Xkzu1Y
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=7plp
GnwvgAc
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=qZQ
pbzvxiLc
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=5kEh
Hj4cJ4E
https://www.youtube.com/watch?v=LDN
iWq7SBPg
https://www.youtube.com/watch?v=LDN
iWq7SBPg
7
4
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Музыка народов мира
Певец своего народа: А. Хачатурян Андантино,
1.1
«Подражание народному»
Музыка стран ближнего зарубежья: Белорусские народные
песни «Савка и Гришка», «Бульба», Г. Гусейнли, сл. Т.
1.2
Муталлибова «Мои цыплята»; Лезгинка, танец народов
Кавказа; Лезгинка из балета А.Хачатуряна «Гаянэ»
Музыка стран дальнего зарубежья: «Гусята» – немецкая
народная песня, «Аннушка» – чешская народная песня, М.
1.3
Теодоракис народный танец «Сиртаки», «Чудесная
лютня»: этническая музыка
Итого по разделу
Раздел 2. Духовная музыка
Звучание храма: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и
2.1
«В церкви» из Детского альбома
Религиозные праздники:Рождественский псалом «Эта ночь
2.2
святая», Рождественская песня «Тихая ночь»
Итого по разделу
Раздел 3. Музыка театра и кино
Музыкальная сказка на сцене, на экране: оперы-сказки
3.1
«Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят»; песни из
мультфильма «Бременские музыканты»
Театр оперы и балета: П. Чайковский балет «Щелкунчик».
Танцы из второго действия: Шоколад (испанский танец),
Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), Трепак
3.2
(русский танец), Танец пастушков; И. Стравинский –
«Поганый пляс Кощеева царства» и «Финал» из балета
«Жар-Птица»
Балет. Хореография – искусство танца: П. Чайковский.
3.3
Финал 1-го действия из балета «Спящая красавица»
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля:
3.4
мужской и женский хоры из Интродукции оперы М.И.
Глинки «Иван Сусанин»
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5227/st
art/226793/
2
0
0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4182/st
art/226773/
2
0
0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5254/st
art/226815/
1
0
0
1
0
0
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=pEc
XlBKBOaM amp;t=15 s
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=de_f
E1_eHb0 amp;t=1s
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=76V
qt_ZDfB8
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=pIHr
k9WytJs
5
https://www.youtube.com/watch?v=52Kj
wnsFboo
https://www.youtube.com/watch?v=EGZ
rw1Ln5aM
2
Итого по разделу
Раздел 4. Современная музыкальная культура
Современные обработки классики:В. Моцарт
«Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в
4.1
современной обработке, Ф. Шуберт «Аве Мария»; Поль
Мориа «Фигаро» в современной обработке
Электронные музыкальные инструменты: И. Томита
электронная обработка пьесы М.П. Мусоргского «Балет
невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с
4.2
выставки»; А.Рыбников «Гроза» и «Свет Звезд» из к/ф
«Через тернии к звездам»; А. Островский «Спят усталые
игрушки»
Итого по разделу
Раздел 5. Музыкальная грамота
Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков «Похвала
5.1
пустыне» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии»
Песня: П.И. Чайковский «Осенняя песнь»; Д.Б.
5.2
Кабалевский, стихи В. Викторова «Песня о школе», А.Д.
Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной «Веселый музыкант»
4
2
0
0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5957/st
art/225872/
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=ldM
51Xkzu1Y
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=KtTu
5Hi8WoI
1
0
0
https://www.youtube.com/watch?v=YM7
AUq98614 amp;t=4s
0
0
3
Итого по разделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Край, в котором ты живёшь
1
0
0
06.09.2023
2
Русский фольклор
1
0
0
13.09.2023
3
Русские народные музыкальные
инструменты
1
0
0
20.09.2023
4
Сказки, мифы и легенды
1
0
0
27.09.2023
5
Фольклор народов России
1
0
0
04.10.2023
6
Народные праздники
1
0
0
11.10.2023
7
Композиторы – детям
1
0
0
18.10.2023
8
Оркестр
1
0
0
25.10.2023
9
Музыкальные инструменты.
Флейта
1
0
0
08.11.2023
10
Вокальная музыка
1
0
0
15.11.2023
11
Инструментальная музыка
1
0
0
22.11.2023
12
Русские композиторы-классики
1
0
0
29.11.2023
13
Европейские композиторыклассики
1
0
0
06.12.2023
14
Музыкальные пейзажи
1
0
0
13.12.2023
15
Музыкальные портреты
1
0
0
20.12.2023
16
Танцы, игры и веселье
1
0
0
27.12.2023
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Электронное приложение к
учебнику "Музыка" 1 класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
17
Какой же праздник без музыки?
1
0
0
10.01.2024
18
Певец своего народа
1
0
0
17.01.2024
1
0
0
24.01.2024
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
1
0
0
31.01.2024
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
1
0
0
07.02.2024
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
1
0
0
14.02.2024
19
20
21
22
Музыка стран ближнего
зарубежья
Музыка стран ближнего
зарубежья
Музыка стран дальнего
зарубежья
Музыка стран дальнего
зарубежья
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
23
Звучание храма
1
0
0
28.02.2024
24
Религиозные праздники
1
0
0
06.03.2024
25
[[Музыкальная сказка на сцене,
на экране]
1
0
0
13.03.2024
26
Театр оперы и балета
1
0
0
20.03.2024
1
0
0
03.04.2024
1
0
0
10.04.2024
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
1
0
0
17.04.2024
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
1
0
0
24.04.2024
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
1
0
0
08.05.2024
27
28
29
30
31
Балет. Хореография – искусство
танца
Опера. Главные герои и номера
оперного спектакля
Современные обработки
классики
Современные обработки
классики
Электронные музыкальные
инструменты
32
Весь мир звучит
1
0
0
15.05.2024
33
Песня
1
0
0
22.05.2024
33
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
Электронное приложение к
учебнику «Музыка» 1класс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Музыка, 1 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Фонохрестоматия. 1-4класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение,
2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Российская Электронная Школа