История
Аннотация к рабочей программе по ИСТОРИИ
5-9 классы
Рабочая программа по истории предназначена
для обучающихся с 5 по 9 классы. Содержание предмета выстроено с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся, психолого-педагогических принципов, возрастных
особенностей школьников, а также их разноуровневой подготовкой к продолжению
получения образования на уровне основного общего образования.
Рабочая программа включает
следующие разделы:
·
пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы,
цели его изучения, основное содержание обучения;
·
учебно-тематический
план с распределением учебных часов;
·
требования к уровню
подготовки обучающихся;
·
формы контроля уровня
достижений обучающихся и критерии оценки;
·
учебно-методическое
обеспечение; перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
Цели предмета:
• воспитание патриотизма,
уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших
событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
преемственности;
• овладение элементарными
методами исторического познания, умениями работать с различными источниками
исторической информации;
• формирование ценностных
ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этно-национальными традициями;
• применение знаний и
представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей
для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям
других народов и стран.
Задачи изучения истории:
· формировать у молодого
поколения ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации в окружающем мире;
· дать обучающимся знания об
основных этапах развития человеческого общества ХХ века в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании
к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитать обучающихся в духе
патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому
государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира
между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
· развивать способности
обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о
событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма,
в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формировать у школьников
умения применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа по
предмету история составлена на основе следующих
нормативно-правовых актов и документов:
§ Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании».
§ "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования" (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от
29 декабря 2014 г. N 1644).
§ Приказ
Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О
внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089".
§ Приказ
Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта
2004 г. № 1089»
§ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 08 июня 2015 г. N576 г. Москва «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
§ Примерная основная
образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.10 2015 №
08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Синхронизация курсов истории России и всеобщей истории
Кл./курс |
Всеобщая история |
История России |
6 |
ИСТОРИЯ
СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. |
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный
компонент |
7 |
ИСТОРИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные
революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине
XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. |
РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство |
8 |
Всеобщая
история XVIII в. Эпоха
Просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская революция |
История России XVIII в. От начала
правления Петра I до конца правления Павла 1 (1801) Культурное
пространство Региональный
компонент |
Используемый
учебно-методический комплект:
Параллель |
Наименование предметов по учебному
плану |
Наименование учебников, используемых
при реализации рабочих программ с указанием авторов, года и места издания |
5 |
история |
Майков А.Н.
История. 5 класс Издательский
центр ВЕНТАНА-ГРАФ |
5 |
история |
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая
история. История Древнего мира Издательство "Просвещение" |
6 |
история |
Агибалова Е.В.,
Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков Издательство "Просвещение» |
6 |
история |
Пчелов Е.В.,
Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А. История России с древнейших времен до начала
XVI века Издательство « Русское слово»
2016 |
7 |
история |
Пчелов Е.В., Лукин П.В./Под ред. Петрова Ю.А.
История России. XVI - XVII века Издательство «Русское слово» |
7 |
история |
Юдовская А.Я.,
Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 -
1800 Издательство
"Просвещение" |
8 |
история |
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина
Л.М. /под ред. Искандерова/ .
Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800. 7 класс. Москва, издательство «Просвещение»
2014 |
8 |
|
История России XVII-XVIII века Пчелов Е.В. учебник для 7 класса
основной школы Москва, «Русское слово» 2014 |
9 |
история |
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. /под
редакцией Искандерова А.А./ Всеобщая история. Новейшая история.
9класс. Москва, издательство «Просвещение»
2012-2016 |
9 |
история |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX-начало XXI века. Москва, издательство «Просвещение»
2012-2016 |
С целью достижения
высоких результатов образования в процессе реализации программы используются
следующие:
формы образования
– комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы,
лабораторные работы, практические работы, дискуссии; СДО (система
дистанционного обучения), самоподготовка. Система дистанционного
обучения и самоподготовка – формы изучения учебного материала, которые
используются для обучающихся, отсутствующих в школе по уважительной причине
(больничный лист, приказ, праздничные дни и др.)
- технологии образования - личностно-ориентированные технологии;
здоровьесберегающие технологии; проблемное обучение, ИКТ, работу в
группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную,
информационно-коммуникативную;
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся
– тесты, творческие работы, проверочные работы, устный опрос и др.
- Формы и средства контроля:
Текущий контроль: исторический
диктант; составление схем и сравнительных таблиц; работа с исторической картой;
самостоятельная работа; ОСК.
Промежуточный
контроль: тест, письменная проверочная работа. На основании
«Положения о текущей и промежуточной аттестации обучающихся» промежуточная
аттестация по истории проводится с 5 по 9 классы в форме теста по изучению
текущей главы в конце полугодия.
В результате изучения истории
ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России
и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и
всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы
ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей
истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших
событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при
ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать
свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории
расселения народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и
их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том
числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и
отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов,
явлений и событий; группировать исторические явления и события по
заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия
важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным
событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического
значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом
наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм
социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и
традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.