Основы религиозных культур и светской этики
ОРКСЭ
АННОТАЦИЯ К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
В рамках данного учебного предмета по
выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучается модуль «Основы светской
этики». Модуль «Основы светской этики» — один из
шести модулей, составляющих курс «Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКСЭ).
Программа разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, сборника
рабочих программ Основы религиозных
культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс : пособие для
учителей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н.
Марченко и др.]. — М. : Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК):
учебник «Основы
религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс: учеб.
для образовательных организаций / А.И. Шемшурина. – 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2016 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
·
4 класс
— 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛИ:
·
Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
·
Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и
опыте поведения развивающейся личности.
·
Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные
характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность,
ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на
уважении к другим; совестливость, патриотизм.
·
Актуализация нравственного потенциала личности.
ЗАДАЧИ:
·
образовательные задачи
– развитие и систематизация этических знаний ребёнка;
– формирование логического мышления детей путём развивающего этического
диалога как основного метода познания в процессе занятий;
– овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с
окружающими;
·
развивающие задачи
– развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;
– расширение словарного запаса в процессе освоения этических понятий и
определения нравственных качеств;
– развитие речи в процессе построения этического диалога;
– развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных
характеристик, этически выраженных оценок;
·
воспитательные задачи
– становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;
– формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в
основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;
– развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических
занятий;
– развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;
– повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;
– развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.
Программа обеспечивает достижение
выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину;
·
формирование образа мира как единого и
целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание
доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
·
развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
·
развитие этических чувств как регуляторов
морального поведения;
·
воспитание доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
·
развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
·
развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
·
наличие мотивации к труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
·
формирование умений планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
·
определять наиболее эффективные
способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное использование речевых средств и
средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
·
умение осуществлять информационный поиск
для выполнения учебных заданий;
·
овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
·
овладение логическими действиями анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
·
готовность слушать собеседника, вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·
определение общей цели и путей её
достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
знание, понимание и принятие обучающимися
ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России;
·
знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе;
·
понимание значения нравственности в жизни
человека и общества;
·
формирование первоначальных представлений
о светской этике и её роли в истории и современности России; осознание ценности
нравственности и духовности в человеческой жизни;
·
формирование умений устанавливать связь
между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать
жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры
и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к
различным явлениям действительности.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Основной формой контроля учащихся являются
опросы, беседы, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету
отметки не выставляются. Формы
контроля и возможные варианты его проведения: устный опрос, домашняя
работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая;
вариативная; эвристическая).