Обществознание
Аннотация к рабочей программе по обществознанию
5-9 классы
Рабочая программа по
обществознанию предназначена для обучающихся с 5 по 9 классы. Содержание
предмета выстроено с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, выполнения требований к уровню подготовки обучающихся,
психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, а также
их разноуровневой подготовкой к продолжению получения образования на уровне
основного общего образования.
Рабочая программа включает
следующие разделы:
·
пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы,
цели его изучения, основное содержание обучения;
·
учебно-тематический
план с распределением учебных часов;
·
требования к уровню
подготовки обучающихся;
·
формы контроля уровня
достижений обучающихся и критерии оценки;
·
учебно-методическое
обеспечение; перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
Рабочая программа по обществознанию
для 6-9 классов составлена в соответствии с нормативными и
инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской
Федерации.
·
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
·
Федеральный компонент государственного стандарта
общего образования, утвержденный приказом МО РФ
от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
·
Учебно-методический комплекс по линии Л. Н.
Боголюбова
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г.
«Об утверждении федерального перечня учебников»
Данная программа
соответствует современному уровню развития обществоведческой науки, требованиям
нормативным документам.
Цели данной программы, тесно связаны со стратегией модернизации российского
образования. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности, его познавательных
и созидательных способностей.
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание»
на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1
учебный час в неделю.
Примерная
программа рассчитана на 136 учебных часов.
Примерная
программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой
этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно
пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших
подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к
курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более
сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и
способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе
последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных
рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального
опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и
другими учебными дисциплинами.
Курс «Обществознание» для основной
школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры
дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные
социологические, экономические, политические, правовые, этические,
социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную
систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе,
необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и
обязанностей.
Содержание
основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс
знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы,
человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности
в учебном процессе и социальной практике.
Рабочая программа
на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
Изучение обществознания
(включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
-развитие личности в ответственный
период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической
и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной
грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
-овладение умениями познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для
подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта
применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных
отношений;экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных
отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях;
семейно-бытовых отношениях.
Рабочая
программа направлена на решение следующих
задач:
-содействие самоопределению личности, созданию
условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина,
интегрированного в современную действительность и нацеленного на её
совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и
утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к
Родине;
-создание у учащихся целостных представлений
о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных
знаний;
-выработка основ нравственной, правовой,
политической, экологической культуры;
-содействие
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми,
национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в
реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация
учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач
выбран учебно-методический комплект по обществознанию
издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в
общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную
линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
1.
Примерная программа основного общего
образования по обществознанию (включая экономику и право) – сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru
2.
Л.Н.Боголюбов, Н.И. ГородецкаяЛ.Н.Боголюбова
Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.:
«Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ
Учебники:
1. Обществознание. 6 класс: уч. для
общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.—
2-е изд.— М., 2014-2017 г.
2. Обществознание. 7 класс: уч. для
общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.—
М., 2014-2017 г.
3.Обществознание. 8 класс: уч. для
общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.—
2-е изд.— М., 2013-2017 г.
4. Обществознание. 9 класс: уч. для
общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой Л.Ф.Ивановой.—
2-е изд.— М., 2013-2017 г.