Основная образовательная программа основного общего образования 2023-2024уч. год

Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС (5-9 кл) 2023-2024 уч. год (скачать) (посмотреть)

Уровень образования

  • Основное общее образование

Формы обучения

  • Очная

Нормативный срок обучения

5

Аккредитация

  • Государственная № 6965 (07.02.2020 - 28.03.2023)

Язык(–и) на которых осуществляется обучение

Русский язык.
ПОЛОЖЕНИЕ языках обучения в МКОУ Сангишинская ООШ (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

  • Русский язык.

    1.2.3.1.  Русский язык

    1)   совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

    создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

    умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

    развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

    овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

    понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально- смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его


    смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

    умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

    оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

    выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

    умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

    2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

    осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

    соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

    стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

    3)    использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики,

    лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

    уместное использование фразеологических оборотов в речи;

    корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

    использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

    4)                  расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;

    осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

    идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

    распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

    распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых

    оттенков частиц;

    распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

    5)   формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

    проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

    проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;


    анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

    определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

    определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

    деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

    умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

    проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков

    самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

    опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и

    зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

    определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения;

    распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;

    распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

    опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

    определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста

    к          одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

    определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

    6)                  обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

    умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;

     

    пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

    пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

    использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

    использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

    использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;


    7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета;

    приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

    поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

    освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;

    применение правильного переноса слов;

    применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

    соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

    выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

    нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

    соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;

    8)                  для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;

    9)          для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

    10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

    приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

    стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию; видение традиций и новаторства в произведениях; восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.

  • Литература

    . Литература

    1)    осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

    2)                  понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

    3)                  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

    4)        воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

    5)        развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

    6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.".

    Устное народное творчество

    Выпускник научится:

                осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения,


    сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

                выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

                видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

                учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

                целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях.

    Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

    Выпускник научится:

                осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

                воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

                определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

                выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

                определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

  • Родной язык и родная литература.

    Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

    воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

    приобщение к литературному наследию своего народа;

    формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

    обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

    получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

    Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература":

    Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивает:

         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

      приобщение к литературному наследию своего народа;

       формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;


            обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

       получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

  • Иностранный язык (английский).

    1.2.3.9.  Иностранный язык ( английский).

    Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:

    приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту Познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

    осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;

    формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;

    обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

    Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" должны отражать:

    1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

    2)    формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического

    кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

    3)       достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

    4)   создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях".

    Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь

    Выпускник научится вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

    Выпускник получит возможность научиться брать и давать интервью.

    Говорение. Монологическая речь

    Выпускник научится:

                рассказывать о себе, своей семье, друзьях, школе, своих интересах, планах на будущее; о своѐм городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

                описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

                давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;

                передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.

    Выпускник получит возможность научиться:

                делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;


                комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своѐ отношение к прочитанному/прослушанному;

                кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

                кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

    Аудирование Выпускник научится:

                воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

                воспринимать на слух и понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

    Выпускник получит возможность научиться:

                выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

                отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;

                использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;

                игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.

    Чтение

    Выпускник научится:

                читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

                читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений.

    Выпускник получит возможность научиться:

                читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;

                догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

                игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;

                пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.

    Письменная речь Выпускник научится:

                заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;

                писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

    Выпускник получит возможность научиться:

                делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;

                составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

                кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;

                писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. Языковая компетентность (владение языковыми средствами) Фонетическая сторона речи Выпускник научится:

                различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки английского языка;

                соблюдать правильное ударение в изученных словах;

                различать коммуникативные типы предложения по интонации;


                адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей, в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

    Выпускник получит возможность научиться:

                выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;

                различать на слух британские и американские варианты английского языка.

    Орфография

    Выпускник научится правильно писать изученные слова.

    Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.

    Лексическая сторона речи Выпускник научится:

                узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;

                употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

                соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;

                распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксации, конверсии) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.

    Выпускник получит возможность научиться:

                употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

                находить различия между явлениями синонимии и антонимии;

                распознавать принадлежность слов к частям речи по определѐнным признакам (артиклям, аффиксам и др.);

                использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам).

    Грамматическая сторона речи Выпускник научится:

                оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;

                распознавать и употреблять в речи:

       различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные утвердительной и отрицательной форме);

             распространѐнные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определѐнном порядке (Wemovedtoanew houselastyear);

      предложения с начальным It (It’scold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter);

      предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park);

      сложносочинѐнные предложения с сочинительными союзами and, but,or;

      косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;

      имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения;

    —имена существительные c определѐнным/неопределѐнным/нулевым артиклем;

      личные, притяжательные, указательные, неопределѐнные, относительные, вопросительные местоимения;


       имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения, а также наречия, выражающие количество (many/much, few/afew, little/alittle);

      количественные и порядковые числительные;

       глаголы в наиболее употребительных временны2х формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;

      глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;

      различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, tobegoingto, Present Continuous;

      условные предложения реального характера (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party);

      модальные глаголы и их эквиваленты (may, can, be able to, must, have to, should,


    could).


  • История России. Всеобщая история.

        История России. Всеобщая история

    Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:


             целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

             базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

             способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

             способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

             умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

             умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

             уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  • История Древнего мира.

    История Древнего мира (5 класс)

    Выпускник научится:

                          определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

                          использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

                          проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

                          описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

                          раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ использованием понятий «деспотия», «полис», «республика»,

    «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

                          объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

                          давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

    Выпускник получит возможность научиться:

                          давать характеристику общественного строя древних государств;

                          сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

                          видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

                          высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

  • Обществознание.

       Обществознание

    Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить:

    формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

    осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

    приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

    При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

    Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать:

    Обществознание:

    1)                 формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    2)                 понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

    3)                 приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для


    решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

    4)                   формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

    5)                   освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

    6)                   развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  • География.

        География 

    Выпускник научится:

    ·      выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

    ·      ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

    ·      представлять в различных формах виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

    ·      использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

    ·      проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

    ·      различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    ·      использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

    ·      оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

    ·      различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

    ·      использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико- ориентированных задач;

    ·      описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

    ·      различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;


    ·      устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

    ·      объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

    ·      приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

    ·      различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

    ·      оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

    ·      использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

    ·      различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

    ·      оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

    ·      объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

    ·      оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

    ·      использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

    ·      различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

    ·      использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

    ·      находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

    ·      различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

    ·      использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

    ·      объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

    ·      сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

    ·      сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

    ·      уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;


    ·      описывать погоду своей местности;

    ·      объяснять расовые отличия разных народов мира;

    ·      давать характеристику рельефа своей местности;

    ·      уметь    выделять    в    записках   путешественников   географические   особенности территории

    ·      приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

    ·      оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

  • Математика.

     Математика

    Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

    ·      Оперировать на базовом уровне2 понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;

    ·      задавать множества перечислением их элементов;

    ·      находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.

    В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    ·      распознавать логически некорректные высказывания.

    Числа

    ·      Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;

    ·      использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;

    ·      использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;

    ·      выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;

    ·      сравнивать рациональные числа.

    В повседневной жизни и при изучении других предметов:

    ·      оценивать результаты вычислений при решении практических задач;

    ·      выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;

    ·      составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

    Статистика и теория вероятностей

    ·      Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,

    ·      читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

    Текстовые задачи

    ·      Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;

    ·      строить модель условия задачи виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;

    ·      осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

    ·      составлять план решения задачи;

    ·      выделять этапы решения задачи;

    ·      интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;

  • Информатика

        Информатика

    Выпускник научится:

    · различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,

    информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

    · различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

    · раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

    · приводить примеры информационных процессов процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных в живой природе и технике;

    · классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

    · узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

    · определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

    · узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

    · узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

    Выпускник получит возможность:

    ·     осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

    ·     узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

  • Физика.

          Физика

    Выпускник научится:

    ·      соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

    ·      понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

    ·      распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

    ·      ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

    Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.Хочу такой сайт

    ·      понимать роль эксперимента в получении научной информации;

    ·      проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

    Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

    ·      проводить исследование зависимостей физических величин с использованием


    прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

    ·      проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

    ·      анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

    ·      понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

    ·      использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

  • Биология.

          Биология

    В результате изучения курса биологии в основной школе:

    Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

    Выпускник овладеет системой биологических знаний понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

    Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

    Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

  • Химия.

          Химия

    Выпускник научится:

    ·      характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

    ·      описывать    свойства   твердых,    жидких,   газообразных    веществ,    выделяя    их существенные признаки;

    ·      раскрывать     смысл     основных    химических     понятий    «атом»,     «молекула»,

    «химический    элемент»,    «простое    вещество»,    «сложное    вещество»,    «валентность»,

    «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

    ·      раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

    ·      различать химические и физические явления;

    ·      называть химические элементы;

    ·      определять состав веществ по их формулам;

    ·      определять валентность атома элемента в соединениях;

    ·      определять тип химических реакций;

    ·      называть признаки и условия протекания химических реакций;

    ·      выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

    ·      составлять формулы бинарных соединений;

    ·      составлять уравнения химических реакций;

    ·      соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

    ·      пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

    ·      вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

    ·      вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

    ·      вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

    ·      характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

    ·      получать, собирать кислород и водород;

    ·      распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

    ·      раскрывать смысл закона Авогадро;

    ·      раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

    ·      характеризовать физические и химические свойства воды;

    ·      раскрывать смысл понятия «раствор»;

    ·      вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

    ·      приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

    ·      называть соединения изученных классов неорганических веществ;

    ·      характеризовать     физические     и     химические     свойства     основных    классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

    ·      определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;


    ·      составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

    ·      проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

    ·      распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

    ·      характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

    ·      раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

    ·      объяснять    физический   смысл    атомного   (порядкового)    номера    химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

    ·      объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

    ·      характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

    ·      составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

    ·      раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

    ·      характеризовать      зависимость      физических      свойств      веществ      от      типа кристаллической решетки;

    ·      определять вид химической связи в неорганических соединениях;

    ·      изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

    ·      раскрывать     смысл     понятий     «ион»,     «катион»,     «анион»,     «электролиты»,

    «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления»

    «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

    ·      определять степень окисления атома элемента в соединении;

    ·      раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

    ·      составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

    ·      объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

    ·      составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

    ·      определять возможность протекания реакций ионного обмена;

    ·      проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

    ·      определять окислитель и восстановитель;

    ·      составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

    ·      называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

    ·      классифицировать химические реакции по различным признакам;

    ·      характеризовать     взаимосвязь     между     составом,     строением     и     свойствами неметаллов;

    ·      проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

    ·      распознавать опытным путем  газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

    ·      характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

    ·      называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

    ·      оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    ·      грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни


    ·      определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

  • Изобразительное искусство.

         Изобразительное искусство

    Выпускник научится:

    ·      характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое

    значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

    ·      раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

    ·      создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

    ·      создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

    ·      определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

    ·      создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

    ·      создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

    ·      умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного  возраста уровне);

    ·      выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;


    ·      владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

    ·      распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

    ·      характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

    ·      различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

    ·      различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

    ·      находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

    ·      различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

    ·      называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

    ·      классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

    ·      объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

    ·      композиционным   навыкам    работы,    чувству    ритма,    работе    с    различными художественными материалами;

    ·      создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

    ·      простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

    ·      навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

    ·      изображать    сложную    форму    предмета    (силуэт)    как    соотношение    простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

    ·      создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

    ·      строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

    ·      характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

    ·      передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

    ·      творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

    ·      выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

    ·      рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

    ·      применять перспективу в практической творческой работе;

    ·      навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

    ·      навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

    ·      видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;


    ·      навыкам создания пейзажных зарисовок;

    ·      различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

    ·      пользоваться правилами работы на пленэре;

    ·      использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

    ·      навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

    ·      различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

    ·      определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

    ·      пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

    ·      различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

    ·      различать и характеризовать виды портрета;

    ·      понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

    ·      пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

    ·      видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

    ·      видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

    ·      использовать графические материалы в работе над портретом;

    ·      использовать образные возможности освещения в портрете;

    ·      пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

    ·      называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

    ·      навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

    ·      навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

    ·      навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

    ·      рассуждать опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

    ·      приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

    ·      характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

    ·      объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

    ·      изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

    ·      узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

    ·      перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

    ·      характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;


    ·      узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

    ·      характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

    ·      рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

    ·      называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

    ·      творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

    ·      творческому    опыту    по    разработке    художественного    проекта    –разработки композиции на историческую тему;

    ·      творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

    ·      представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

    ·      называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

    ·      узнавать    и   характеризовать    произведения   великих   европейских   и    русских художников на библейские темы.

  • Музыка.

        Музыка

    Выпускник научится:

    ·      понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

    ·      анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

    ·      определять     характер     музыкальных     образов     (лирических,     драматических, героических, романтических, эпических);

    ·      выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

    ·      понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

    ·      различать    и    характеризовать    приемы    взаимодействия    и    развития    образов музыкальных произведений;

    ·      различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

    ·      производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

    ·      понимать основной принцип построения и развития музыки;

    ·      анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

    ·      размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

    ·      понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

    ·      определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

    ·      понимать    специфику    перевоплощения    народной    музыки    в    произведениях композиторов;


    ·      понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

    ·      распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

    ·      определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

    ·      определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

    ·      узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

    ·      выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • Технология.

        Технология

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

    ·      осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

    ·      овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

    ·      овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

    ·      формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

    ·      развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

    ·      формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

    При   формировании    перечня    планируемых    результатов    освоения    предмета

    «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

  • Физическая культура.

          Физическая культура

    Выпускник научится:

    ·          рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;


    ·          характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

    ·          раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

    ·          разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

    ·          руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

    ·          руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

    ·          составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

    ·          классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

    ·          самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

    ·          тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

    ·          выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

    ·          выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

    ·          выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

    ·          выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

    ·          выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках длину и высоту);

    ·          выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;

    ·          выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

    ·          выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;

    ·          выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

  • Основы безопасности жизнедеятельности

        Основы безопасности жизнедеятельности

    Выпускник научится:

    ·      классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

    ·      использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

    ·      использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

    ·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

    ·      безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

    ·      безопасно использовать бытовые приборы;

    ·      безопасно использовать средства бытовой химии;

    ·      безопасно использовать средства коммуникации;

    ·      классифицировать     и     характеризовать     опасные     ситуации    криминогенного характера;

    ·      предвидеть       причины      возникновения      возможных       опасных       ситуаций криминогенного характера;

    ·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на

    улице;


    ·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

    ·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в


    лифте;


    ·      безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в


    квартире;

    ·      безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

    ·      безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

    ·      адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

    ·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

    ·      безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

    ·      безопасно применять первичные средства пожаротушения;

    ·      соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

    ·      соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

    ·      соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

    ·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на


    воде;


    ·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

    ·      использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

    ·      классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в


    туристических походах;

    ·      готовиться к туристическим походам;

    ·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

    ·      адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

    ·      добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

    ·      добывать и очищать воду в автономных условиях;

    ·      добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

    ·      подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

    ·      характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

    ·      предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

    ·      классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

    ·      безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

    ·      характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

    ·      предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

    ·      классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

    ·      безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

    ·      безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

    ·      комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;


    ·      классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

    ·      классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

    ·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

    ·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

    ·      классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

    ·      классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

    ·      предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

    ·      адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

    ·      оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

    ·      характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

    ·      классифицировать    мероприятия    и    факторы,    укрепляющие    и    разрушающие здоровье;

    ·      планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

    ·      адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

    ·      выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

    ·      безопасно использовать ресурсы интернета;

    ·      анализировать состояние своего здоровья;

    ·      определять состояния оказания неотложной помощи;

    ·      использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

    ·      классифицировать средства оказания первой помощи;

    ·      оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

    ·      извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

    ·      оказывать первую помощь при ушибах;

    ·      оказывать первую помощь при растяжениях;

    ·      оказывать первую помощь при вывихах;

    ·      оказывать первую помощь при переломах;

    ·      оказывать первую помощь при ожогах;

    ·      оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

    ·      оказывать первую помощь при отравлениях;

    ·      оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

    ·      оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России.

          Основы духовно-нравственной культуры народов России

    Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:

    1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

    2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

    3) формирование представлений об основах светской этики, культуры; традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

    4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

    5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Практики

  • Практики.

    Нет.

Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в МКОУ "Сангишинская ООШ" осуществляется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ начального общего образования и основного общего образования в соответствии с рабочими программами в нашей школе используются элементы электронного обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается защита сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Формы учебной деятельности с применением ДОТ, используемые в образовательном процессе, отражаются педагогами в рабочих программах:

  • лекция,
  • консультация,
  • семинар,
  • практическое занятие,
  • лабораторная работа.

Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:

  • работа с электронным учебником;
  • просмотр видеолекций;
  • прослушивание аудиокурсов;
  • компьютерное тестирование;
  • изучение учебных и методических материалов.

В период длительного отсутствия обучающегося в школе по уважительной причине имеется возможность консультирования через электронный дневник, электронную почту, посредством Skype.

Сторонние электронные и образовательные ресурсы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575785 Директор/Заведующий Магомедов Гаджи Магомедович Дата подписания документа 25.02.2021 18:30:37 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».