Образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Данная образовательная программа
начального общего образования МКОУ «Сангишинская ООШ» (далее ОП НОО)
представляет собой скорректированный и дополненный вариант основной
образовательной программы начального общего образования, рассмотренной на
заседании педагогического совета МКОУ «Сангишинская ООШ» 30.08.2021 года,
протокол №1, утвержденной приказом директора МКОУ «Сангишинская ООШ» от
01.09.2021г №18-о, разработанной в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». Изменения и
дополнения внесены в соответствии с приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373» и введением Федерального закона Российской
Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Программа определяет
содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего
образования. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
Образовательная
программа учитывает специфику образовательного учреждения:
- организационно
– правовая форма – муниципальное учреждение;
- тип –
казенное образовательное учреждение;
- вид –
основная общеобразовательная школа.
Образовательная
программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования
как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в
жизни ребёнка, связанный:
- с изменением
при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка;
- с
переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением
новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка
с
окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с
принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-
с формированием у школьника основ
умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою
деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и
сверстниками в учебном процессе;
- с
изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности
и рефлексивности;
-
с моральным развитием, которое
существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ
гражданской идентичности и мировоззрения.
Программа учитывает характерные
для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические
новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое
мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная
речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и
4
способов действий, планирование и умение действовать во
внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как
моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие
целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на
овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование
устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного
смысла учения.
В основной
образовательной программе также учитываются существующий разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной
деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.,
связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными
особенностями детей младшего школьного возраста.
Цель реализации
основной образовательной программы
начального общего
образования: обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок,
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы:
-
личностные результаты
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников
начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты
— освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты
— освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической
для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты
формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и
программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных
действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В
основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный
подход, предполагающий:
- воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального
состава;
-
переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение цели и
основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-
признание решающей роли содержания
образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного
и
социального развития обучающихся;
5
-
учёт индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
-
обеспечение преемственности
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и
профессионального образования;
-
разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося
(включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Для реализации основной образовательной программы начального
общего образования выбран учебно-методический комплект «Школа России».
Система учебников УМК «Школа
России» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для
начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических,
дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования:
-
личностных, включающих воспитание
духовно-нравственной культуры и личностных качеств, готовность и способность к
продолжению образования на ступени основного общего образования,
сформированность мотивации к обучению, становление основ российской гражданской
идентичности, любви и уважения к Отечеству, многонациональному народу России;
- метапредметных,
включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных),
составляющих основу ключевой образовательной компетенции − умения учиться;
-
предметных, включающих
освоение обучающимися в ходе изучения комплекса учебных предметов по всем
предметным областям учебного плана ФГОС опыта специфической для каждой
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию
и применению, а также системы основополагающих элементов научного знания,
соответствующих возрастным особенностям обучающихся и лежащих в основе
современной научной картины мира.
Идеологической основой системы
учебников «Школы России» является «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у
подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития,
нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и
как условия безопасности и процветания страны.
Учебники УМК «Школа России»
эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения,
методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные
приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих
деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для
мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и
др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного
плана ФГОС.
Учебники УМК
«Школа России» имеют специальную систему навигации, позволяющую ученику
ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других
источников информации.
Основополагающие принципы УМК «Школа
России»:
-
принцип воспитания гражданина России;
-
принцип ценностных ориентиров;
-
принцип обучения в деятельности;
-
принцип работы на результат;
-
принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» - воспитание
гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека –
гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой
Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
В состав
системы учебников «Школа России» входят следующие завершенные предметные линии:
·
«Русский язык» авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
·
«Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. и др.
·
«Азбука» авт. Горецкий В.Г.,
Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
·
«Математика» авт. Моро М.И.,
Степанова С.В., Волкова С.И.
·
«Окружающий мир» авт. Плешаков А.А.
·
«Технология» авт. Роговцева Н.И.,
Богданова Н.В., Фрейтаг И.П и др.
·
«Музыка» авт. Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
·
«Изобразительное искусство» авт. Неменская
Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
·
«Физическая культура» авт. Лях В.И.
·
«Английский язык» авт. Кузовлев
·
«Основы религиозных культур и
светской этики. Основы светской этики» под редакцией Т.Д.Шапошниковой, авт.
Р.М.Амиров, О.В.Воскресенский.
Для реализации ОП в школе созданы
условия:
- нормативно -
правовое обеспечение ФГОС НОО
- финансово –
экономическое обеспечение ФГОС НОО
- кадровое
обеспечение ФГОС НОО
- организационное
обеспечение ФГОС НОО
- научно –
методическое обеспечение ФГОС НОО
- материально-техническое
обеспечение ФГОС НОО.
Создана
информационно-образовательная среда.
Образовательное учреждение
полностью укомплектовано квалифицированными кадрами: учителя начальных классов,
учитель иностранного языка, педагог-психолог.
Уровень квалификации учителей
начальных классов, реализующих ОП НОО, соответствует новым квалификационным
характеристикам (приказ № 593 Министерства здравсоцразвития РФ от 14 августа
2009 г.).
Материально-технические условия
реализации ОП обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных
Стандартом требований к результатам освоения ОП.
7