03.06.2020
МКОУ «Сангишинская основная общеобразовательная школа»
Анализ работы ШМО гуманитарного цикла
за 2019-2020 учебный год
с.Сангиши 2020г.
Анализ работы
руководителя
ШМО учителей гуманитарного цикла
МКОУ
«Сангишинская ООШ»
за 2019 — 2020
учебный год
В
2019 – 2020 учебном году работа учителей гуманитарного цикла была направлена на
совершенствование профессиональных
компетенций учителей, позволяющих достигнуть качественно новых
образовательных результатов.
Тема: «Профессиональная
компетентность учителей русского языка и литературы как основной фактор
повышения качества образовательного процесса».
Цель:
совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов, их
компетентности в области русского языка, литературы, родного языка родной
литературы, английского языка.
Задачи:
* Организация
повышения квалификации педагогов через заседания ШМО, тематические
консультации, обучающие семинары, творческие отчеты.
* Изучение
нормативной и методической документации по вопросам образования.
* Освоение
нового содержания, технологий и методов
педагогической деятельности по предметам.
* Совершенствование
информационного банка данных по учителям ШМО.
Направления
методической работы:
1.Аналитическая
деятельность:
-анализ
методической деятельности;
-анализ
посещения открытых уроков;
-изучение
направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
-анализ
работы педагогов с целью оказания им методической помощи.
2.Информационная
деятельность:
-изучение
новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической
деятельности;
-продолжение
знакомства с ФГОС основного общего образования.
3.Организация
методической деятельности:
-выявление
затруднений ,методическое сопровождение и оказание практической помощи
педагогам в период перехода на ФГОС , подготовки к аттестации.
4.Консультативная
деятельность:
-консультирование
педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического
планирования;
-консультирование
педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
-консультирование
педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в
рамках ФГОС.
5.Организационные
формы работы :
-заседания
методического объединения ;
-методическая
помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов
основной школы , организации внеурочной деятельности;
-взаимопосещение
уроков педагогами ;
-выступления учителей на МО ,практико-ориентированных
семинарах ,педагогических советах;
-участие
в семинарах ,вебинарах ,встречах в образовательных учреждениях района;
-повышение
квалификации педагогов на курсах;
-прохождение
аттестации педагогическими работниками.
Анализ
кадрового состава учителей.
Члены ШМО
учителей гуманитарного цикла:
* Курбанова
Асият Азимагомедовна– учитель русского языка и литературы ,родного языка и
родной литературы, руководитель ШМО.
* Кайбагарова
Феруза Зинадулаевна– учитель русского языка и литературы.
* Юлушева
Арубике Мурадовна- учитель английского языка.
·
Ашакаева
Хадижат Курмангазиевна- учитель истории и обществознания.
Работа по
самообразованию
Отличительными
чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются: постоянное
самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной
потребности. Каждый учитель в течение года продолжил работу над темой по
самообразованию.
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Тема самообразования |
Реализация темы |
Дата реализации |
1 |
Курбанова Асият
Азимагомедовна |
«Формирование языковой
компетенции на уроках русского языка и литературы» |
Первый год работы над темой |
2018-2021 |
2 |
Кайбагарова Феруза
Зинадулаевна |
«Использование
инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к
предмету и качества образования» |
Первый год работы над
темой |
2018-2021 |
|
Юлушева Арубике
Мурадовна |
«Проектная деятельность
как средство формирования УУД» |
Первый год работы над
темой |
2018-2021 |
4 |
Курбанова Асият
Азимагомедовна |
«Применение
коммуникативной технологии с целью повышения качества знаний родного языка» |
Первый год работы над
темой |
2018-2021 |
Организация
работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования
педагогов и играет значительную роль в совершенствовании
содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Работая
по своей теме, учителя изучали методическую литературу, собирали материал,
апробировали практический материал в работе с учащимися, выступали на школьных
методических объединениях, разрабатывали уроки, внеклассные занятия по
предметам, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою
деятельность.
Свою квалификацию педагоги повышали
через семинары и курсы повышения квалификации.
Курсы
повышение квалификации
№ п/п |
Ф.И.О.
учителя |
Место
прохождения курсовой подготовки |
Тема
курсовой подготовки |
Количество
часов |
1 |
Курбанова
Асият Азимагомедовна |
НОУ
ВПО «Институт непрерывного образования» |
«Образовательная и просветительская
деятельность учителя-словесника в условиях сетевого взаимодействия с
учреждениями культуры в рамках реализации ФГОС» |
72 |
2 |
Курбанова Асият
Азимагомедовна |
Терекли-Мектеб |
|
44 |
3 |
Кайбагарова
Феруза Зинадулаевна |
ИДО ДГУ г.Махачкала |
«Реализация ФГОС основного общего образования 2 поколения на
уроках русского языка и литературы» |
108 |
4 |
Юлушева
Арубике Мурадовна |
Институт ДПО ДГУ |
«Реализация ФГОС основного общего
образования 2 поколения на уроках иностранного языка» |
108 |
Педагогические
технологии
Использование
компьютерных технологий стало одним из приоритетных направлений деятельности
членов ШМО. Освоив на должном уровне данную технологию, преподаватели
рационально используют ее в урочной и во внеурочной деятельности. Данная
технология способствует развитию познавательного интереса, привлечению внимания
к предметам естественного цикла тех учащихся, которые склонны к данным наукам.
На своем опыте члены ШМО убедились в том, что использование современных
образовательных технологий позволяет на основе личностно - ориентированного
подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает
информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его
доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря
использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и
качество знаний учащихся, экономится
время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на
уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение
к нему со стороны учеников и коллег.
Выпускные
экзамены
В этом году в
связи с пандемией коронавируса
государственные итоговые экзамены были отменены.
Немаловажную
роль в повышении познавательной деятельности учащихся играет внеклассная
работа. Эти мероприятия способствуют формированию интеллектуального,
нравственного и эстетического потенциалов.
В этом учебном году были проведены предметные недели, которые привлекли
к участию и обучающихся начальной школы.
Вывод.
Подготовка и
проведение различных внеклассных мероприятий по предметам расширяет и углубляет
знания учащихся, развивает их познавательную активность, обеспечивает
возможность применения знаний на практике, развивает творческие способности,
познавательную деятельность, логическое мышление и формирует профессиональный
интерес. Через совместное творчество перед учащимися раскрываются возможности
самореализации и самовыражения, обеспечивается развитие потенциальных
возможностей. Использование занимательных опытов и заданий и игровых конкурсов
оживляет работу по предмету, создаёт атмосферу праздничности и эмоционального
настроя, повышает интерес к предмету. А участие в общешкольных мероприятиях позволяет
получить информацию о работе школы, других ШМО и отдельных учителей и
планировать свою деятельность с учётом наработок, идей и находок,
продемонстрированных на открытых уроках и внеклассных мероприятиях как внутри
своего ШМО, так и других учителей школы. Всё это позволяет накапливать опыт,
повышать уровень профессионального мастерства и его результативность.
Общие выводы:
Проанализировав работу школьного МО учителей гуманитанрного цикла, можно
сказать, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения,
обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями,
интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению
учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется
формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской
деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Учебные программы 2019-2020 учебного года учителями ШМО были выполнены
полностью, хотя и были корректированы в 4 четверти в связи с пандемией, часы
были сокращены из-за того что 4 четверть закончилась 22 мая, а не 31 как
рассчитывалось. Педагоги уделяют большое
внимание работе с обучающимися, имеющими временные трудности в освоении
учебного материала и с неуспевающими учащимися, ведется соответствующая
документация. Несмотря на то, что, на выполнение поставленных на этот учебный
год задач была направлена деятельность всех учителей ШМО, всё же есть отдельные
недостатки и упущения в работе по развитию мотивации учебной деятельности
учащихся. Не всегда удаётся добиваться от учащихся необходимого прилежания в
учёбе и творческого подхода в решении проблемных задач. Работа по обеспечению
усвоения знаний, умений и навыков в необходимом объёме всеми учащимися через более
рациональное построение урока и дифференциацию его содержания с учётом реальных
способностей и возможностей учащихся будет продолжена в следующем учебном году.
Следует отметить некоторые недостатки:
* очень мало
взаимопосещенных уроков друг у друга
* недостаточное
проведение открытых уроков и мероприятий
* необходимость
более активного транслирования учителей ШМО на разных уровнях.
В следующем
учебном году следует продолжить:
* Работу с
учащимися по подготовке к выпускным экзаменам в форме ОГЭ.
* Работу по подготовке
учащихся 9-х классов к сдаче экзамена по английскому языку, истории.
* Освоение и
внедрение информационных технологий в практике коллективной деятельности
школьников с учетом их возрастных особенностей с целью формирования
познавательных интересов, повышение эффективности преподавания предметов.
* Работу по
совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных
детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию
обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков
и индивидуальную работу.
* Продолжить
практику проведения предметной недели, т. к. это влияет на развитие интереса
учащихся к изучаемому предмету, повышает образовательный уровень, обучает детей
самостоятельности и творчеству.
* Активизировать
взаимопосещение уроков коллег.
* Рекомендовать более активно презентовать свой опыт учителей
ШМО на разных уровнях.
Работу ШМО
учителей гуманитарного цикла предлагаю признать хорошей.
Учитывая недостатки
работы в 2019-2020 учебном году, члены ШМО решили продолжить работу над
совершенствованием уровня педагогического мастерства учителей в области
предметов гуманитарного цикла в условиях школы и введения федерального
государственного образовательного стандарта, обратив особое внимание на
создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, и определили
следующий круг задач:
* Обеспечение
оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по
предметам гуманитарного цикла, усвоения учителями новых стандартов, подходов,
требований к содержанию образования.
* Пропаганда
современных образовательных технологий, применение в учебно-воспитательном
процессе информационно-коммуникативных технологий, совершенствование содержательного
наполнения урока и контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке через
использование электронных средств обучения.
* Организация
проектно-исследовательской деятельности членов ШМО, направленной на освоение новых
педагогических технологий.
* Организация
консультирования учителей по проблемам совершенствования профессионального
мастерства, методики проведения различных видов занятий и их
учебно-методического и материально-технического обеспечения.
* Организация
работы по распространению педагогического опыта членов ШМО в сети Интернет.
* Работа с
мотивированными обучающимися, обеспечение развития у них креативности;
включение школьников в активную познавательную исследовательскую деятельность; организация интеллектуальных
игр, олимпиад, конференций, конкурсов.
* Продолжение
работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН
учащихся в 5-8 классах, совершенствование системы по подготовке выпускников 9
классов к ГИА.
Руководитель
ШМО учителей гуманитарного цикла:
_______________/Курбанова А.А.