Литература
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по ЛИТЕРАТУРЕ для 5-9
классов
Место учебного предмета в учебном плане основной образовательной
программы
Предмет «Литература» изучается на ступени основного общего образования в
качестве обязательного предмета в 5-9 классах
Нормативная основа программы
§
Приказ
Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010. «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». Приложение Федеральный государственный стандарт
основного общего образования;
§
Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ред. от 21.07.2014);
§
Приказ
Минобрнауки России от 31.03.2014г №253 (с изменениями от 2016г) «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального,
общего, основного общего, среднего общего образования»;
§
Устав
АНО ОО Школы « Ирида»;
§
Основная
образовательная программа ООО АНО ОО Школы «Ирида»;
§
Учебный
план ООО АНО ОО школы «Ирида» на 2019-2020 учебный год.
Для разработки учебной программы были использованы
следующие материалы:
·
Примерная
основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
МОН РФ от 08.04.2015), http://edu.crowdexpert.ru
·
Примерные
программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение,
2011.
Количество часов для реализации программы
На изучение предмета отводится 374 часа. В том числе:
в 5 классе — 102 ч;
в 6 классе — 102 ч;
в 7 классе — 68 ч;
в 8 классе — 68 ч;
в 9 классе — 102 ч. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс
составляет 13 часов (5-й класс – 3; 6-й класс – 3; 7-й класс – 2; 8-й класс –
2; 9-й класс – 3 часа в неделю).
Дата
утверждения:
Рассмотрена
методическим советом Школы (Протокол №7 от 30.05. 2017г.)
Утверждена
директором Школы Ильинским О.И. (Приказ № 15 от 31.05.2017г.)
Цели реализации программы:
Ø
формирование духовно развитой личности,
обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
Ø
развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
Ø
постижение учащимися вершинных произведений
отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
Ø
поэтапное, последовательное формирование умений
читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Ø
овладение возможными алгоритмами постижения
смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и
суждений по поводу прочитанного;
Ø
овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Ø использование
опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и
учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Личностных:
Ø
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
Ø
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
Ø
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
Ø
формирование коммуникативной компетентности со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Ø
использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы и др.).
Метапредметных:
Ø
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях, формулировать выводы;
Ø
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Ø
смысловое чтение;
Ø
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
Ø
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
Ø
умение работать с разными источниками
информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности.
Предметных:
Ø в познавательной сфере:
·
понимание ключевых проблем изученных
произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы
народов России и зарубежной литературы;
·
понимание связи литературных произведений с
эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
·
умение анализировать литературное произведение:
определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать
и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
·
определение в произведении элементов сюжета,
композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа);
·
владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
Ø в
ценностно-ориентационной сфере:
·
приобщение к духовно-нравственным ценностям
русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
·
формулирование собственного отношения к
произведениям русской литературы, их оценка;
·
собственная интерпретация (в отдельных случаях)
изученных литературных произведений;
·
понимание авторской позиции и свое отношение к
ней;
Ø в
коммуникативной сфере:
·
восприятие на слух литературных произведений
разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
·
умение пересказывать прозаические произведения
или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать
устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
·
написание изложений и сочинений на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и
домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Ø
в
эстетической сфере:
·
понимание образной природы литературы как
явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
·
понимание русского слова в его эстетической
функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Используемые учебники и пособия:
Программа ориентирована на
УМК творческого коллектива В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.
Коровина и др.:
Литература:
5 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- М.: Просвещение, 2014
Литература:
6 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- М.: Просвещение, 2014
Литература:
7 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- М.: Просвещение, 2014
Литература:
8 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- М.: Просвещение, 2014
Литература:
9 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- М.: Просвещение, 2014
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам В.Я.
Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина и др.- М.: «Вако», 2016
Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы по литературе к
учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина и др..- М.: «Вако»,
2016
Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и
др. – М.: «Экзамен», 2016
Е.Л. Ерохина. Тесты по литературе: 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и
др. – М.: «Экзамен», 2018
Для учителя:
Государственный
стандарт основного общего образования по литературе;
Программа основного общего
образования по литературе;
Требования к оснащению
образовательного процесса в связи соответствии с содержательным наполнением
учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего
образования.
Интернет-ресурсы:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные
словари.
www.gramota.ru
Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная
электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Используемые технологии
§
Информационно-коммуникативные технологии;
§
Технология проблемного обучения;
§
Технология развивающего обучения;
§
Технология дифференцированного обучения;
§
Технологии личностно-ориентированного
образования;
§
Игровые технологии;
§
Информационно-коммуникативные технологии;
§
Здоровьесберегающие технологии.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Требования к результатам
обучения и освоения содержания курса по литературе предполагают реализацию
деятельностного, компетентностного и личностно ориентированных подходов в
процессе усвоения программы.
Результатами образования
являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов
деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также
способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Методы и формы оценки результатов
Технология оценивания
учебных успехов. Инструменты её реализации заложены в методический аппарат
учебников и УМК.
Текущая диагностика
различных результатов освоения курса осуществляется ежеурочно по различным
видам деятельности. Одним из основных является проведение контрольных и
проверочных работ. Тематический контроль по итогам изучения темы.
Формы контроля: устные и письменные ответы, тесты, заполнение таблиц,
терминологические диктанты (написание литературоведческих понятий,
изобразительно-выразительных художественных средств), зачеты, творческие
работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
По общешкольному плану
проходит трехразовая диагностика: входная (сентябрь), рубежная (декабрь) и
итоговая (апрель-май). Упор осуществляется на освоение учеником планируемых
метапредметных результатов и предметных результатов.
Система оценки предметных
результатов освоения учебных программ осуществляется с учётом уровневого
подхода, принятого в Стандарте, осуществляется при выделении базового уровня
достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы обучающихся.